Избирательные цензы в россии

Избирательные цензы – это что такое? Понятие и виды

Избирательные цензы в россии

Законодательством закрепляется за гражданами избирательное право. Это значит, что субъекты имеют возможность участвовать в ании за кандидатов в госорганы и структуры местного управления.

Кроме того, при соблюдении ряда условий граждане могут сами быть избранными. Нормами разрешено участие лиц в наблюдении за анием, работой комиссий, в том числе в определении результатов кампаний.

Граждане могут выражать свою волю в ходе референдумов и прочих мероприятий, установленных законодательством страны, юридическими актами регионов.

Принцип свободы выборов

Законодательство разделяет избирательное право на пассивное и активное. Последнее предполагает непосредственное участие в ании, т. е. – выражение воли населения. Пассивное право – возможность стать кандидатом, которого будут избирать.

Участие населения в ании является добровольным и свободным. Никто не может оказывать на людей давление для принуждения их к выражению своей воли или воздержанию от этого. Не допускается создание каких бы то ни было препятствий для свободного участия в кампаниях.

Депутаты Госдумы выбираются на основе равного, всеобщего, прямого, тайного ания.

Нормативная база

Законодательство, регулирующее выборы президента страны, формируется в первую очередь конституцией. Ее положения конкретизируются в ФЗ № 67. Этот закон регламентирует основные гарантии избирательного права и участия в референдумах граждан РФ. Региональные власти могут принимать и иные нормативные акты в данной сфере, не противоречащие Конституции и ФЗ.

Понятие избирательного ценза

Как выше было сказано, участие граждан в ании, волеизъявлении осуществляется при соблюдении ряда условий. Ими являются избирательные цензы. Понятие и виды этих условий закрепляются нормативно. Все они разделяются на 2 крупные группы. Первыми являются естественные, а вторыми – произвольные условия. Рассмотрим, какие избирательные цензы предусмотрены действующим законодательством.

Естественные условия

К этой категории относят возрастной ценз избирательного права. Он предполагает, что гражданин может участвовать в ании, только если ему исполнилось определенное количество лет. Такие цензы активного избирательного права в разных странах различны. Например, в России участвовать в ании можно с 18 лет. Надо сказать, что этот порог установился далеко не сразу.

До середины 60-х г. прошлого столетия в большинстве государств гражданин мог участвовать в ании только с 21 года. Считалось, что это возраст полной правосубъектности, абсолютного совершеннолетия. Достигнув 21 года, человек могут вступать в наследство, самостоятельно осуществлять разного рода сделки и так далее.

Однако с течением времени этот порог стал восприниматься как неестественный, ненормальный. Обуславливалось это тем, что в начале 60-х годов существенно изменились реалии жизни. В особенности это было заметно в США. Америка в то время участвовала во вьетнамской войне. В стране действовала воинская обязанность. По факту сложилась весьма противоречивая ситуация.

Молодые люди, призываемые в ряды войск с 18 лет, гибли в боях за идеалы государства, не могли участвовать в его политической жизни. Возникла необходимость снизить избирательные цензы. Это и произошло в 60-е годы. В Великобритании порог снизился к 70-м годам. Однако и сегодня в некоторых странах установлены более высокие избирательные цензы.

Это, в частности, отмечается в Швейцарии и Японии. В этих странах участвовать в ании можно с 20 лет.

Существуют естественные цензы пассивного избирательного права. Как правило, порог для выдвижения своей кандидатуры на ание выше, чем на участие в процедуре волеизъявления. Обуславливается это следующим.

Устанавливая цензы избирательного права, законодатель предполагает, что человек, предлагающий свою кандидатуру на какой-либо пост (депутата, мэра, сенатора, Президента, в конце концов), имеет определенный опыт. Порог может быть 25, 35 лет и так далее.

В Италии, к примеру, гражданин может выдвигаться в сенаторы только по достижении 40 лет. А участвовать в ании за членов Сената только с 25.

Образованность и грамотность

В некоторых странах установлены и такие виды избирательных цензов. В ряде государств уровень образованности проверяется при регистрации участников ания. В некоторых американских штатах, к примеру, действовало правило, по которому гражданин получал конституцию страны. Ему нужно было прочить несколько строк из нее и пояснить их своими словами.

Так определялся уровень не только обычной, но и политической грамотности человека. Обязательным условием участия в ании в некоторых государствах выступает умение писать и читать на языке страны, в которой живет избиратель. В ряде случаев от гражданина требуют документ, подтверждающий наличие среднего образования.

Для выдвижения кандидатуры на высокие посты иногда необходим диплом об окончании вуза.

Специфика некоторых стран

Образовательные цензы избирательного права устанавливаются в зависимости от особенностей населения. В ряде государств высок процент неграмотных граждан. Их допускают к анию безо всяких условий и даже облегчают им процедуру выбора. По конституции Эквадора, умеющие писать и читать обязательно участвуют в избирательных мероприятиях.

Для неграмотных реализация их возможности факультативна (желательна). После принятия конституции Перу (в 1980-м) к выборам было допущено около миллиона необразованных людей. В Индии процедура для неграмотных упрощена. В этой стране у каждой партии и каждого кандидата есть свой символ. Это может быть лотос, голубь, колос и пр.

Избиратели во время выступлений кандидатов видят их символы и впоследствии ставят галочку напротив знака в бюллетене.

Оседлость

В некоторых случаях устанавливаются специфические избирательные цензы. Это также обуславливается спецификой местности. К примеру, в Ирландии гражданин не допускается до участия в ании, если не имеет места для сна. Представляется, что не могут воспользоваться избирательным правом и бродяги, которые живут под мостами.

Формально запрещено участвовать в ании наемным сельскохозяйственным работникам, которые расселяются на чужих фермах. Эти люди проживают не в собственных домах, поэтому им отказано в активном избирательном праве.

В ряде стран в качестве обязательного условия выступает нахождение на местности, в которой проходит ание, постоянно в течение определенного периода. Этот срок может быть разным. Например, в большинстве американских штатах постоянно нужно прожить 1-2 мес., в ФРГ – 3 мес., во Франции – полгода, а в Канаде – год.

Существуют вполне логичные причины, по которым устанавливаются такие избирательные цензы. Это в первую очередь связано с тем, что человеку, прежде чем участвовать в ании, нужно узнать специфику местности, почувствовать себя членом общины. Данное обстоятельство особенно актуально при выборах в территориальные структуры власти.

Следует сказать, что даже из-за непродолжительного периода пребывания на местности многие не участвуют в ании. К примеру, в Америке очень много сезонных работников. Они переезжают с одного места на другое во время уборки урожая. Эти люди в выборах не участвуют.

Не реализуют свое избирательное право граждане, которые живут в трейлерах (передвижных домах). По некоторым данным, таких людей насчитывается порядка 6 млн. Они практически не принимают участия в политической жизни государства.

Пол

В современном мире в большинстве стран отсутствуют гендерные ограничения. Однако такая ситуация была не всегда. До Первой мировой, например, женщинам разрешалось участвовать в ании только в некоторых государствах. В основном это были скандинавские страны (Исландия, Финляндия, Норвегия, Дания), Новая Зеландия и Австралия.

Первыми возможность ать получили голландские женщины. В Великобритании половой ценз был снят в 1918 г., в Германии – годом позже, а в США – в 1920-м. После Второй мировой снятие ограничений прошло почти повсеместно в мире. В 1944 г. во Франции женщины были допущены к анию. В Японии ограничения были сняты в 1946, в Италии – в 1945.

Дольше всего просуществовал половой ценз в Швейцарии – вплоть до 1971 г. Хотя впервые в этой стране вопрос о предоставлении женщинам возможности участвовать в ании поднимался еще в 1919 г. Решение его затянулось на достаточно долгий период. В течение почти 50-ти лет проводилось несколько опросов и референдумов.

Но в них участвовали только мужчины, выступавшие против уравнивания женщин в правах. Поэтому решение вопроса так затянулось. В некоторых ближневосточных государствах не только женщинам, но и мужчинам нельзя ать. Это обусловлено тем, что в таких странах вообще выборы не предусмотрены. Например, такая ситуация в ОАЭ, Саудовской Аравии.

В Кувейте в выборах участвуют только мужчины. В ряде государств и сегодня действуют нормы, которые ущемляют права женщин. К примеру, на Гаити они могут ать только за кандидатов в местные структуры. В Гватемале существовало правило, по которому избирательным правом могут пользоваться исключительно грамотные женщины.

А мужчин до ания допускают вне зависимости от образования, умения читать/писать. В Сальвадоре и Коста-Рике действовало предписание о том, что замужние женщины могли участвовать в выборах с 25-ти, а незамужние – с 30-ти лет.

Он существовал достаточно продолжительное время во всех государствах, имевших парламент. В этих странах до участия в избирательных кампаниях допускались лица, сегодня называемые средним классом. Определялись они довольно просто – по сумме уплаченного налога.

В литературе отмечалось, что те граждане, которые не имеют имущества, не добились определенного положения в обществе, не могут допускаться к управлению делами государства. Пролетариат, как правило, был аполитичен и безграмотным. Трудящиеся слишком много работали, чтобы адекватно понимать происходящее вокруг.

Однако с совершенствованием техники и развитием цивилизации, сокращением длительности рабочих смен, расширением профсоюзного движения, ограничения по имущественному статусу стали неприличными. После окончания Первой мировой они были практически повсеместно устранены. В настоящее время в открытом виде имущественный ценз почти не существует.

В ряде государств, однако, ограничения по материальному положению установлены для кандидатов в депутаты. К примеру, для регистрации выдвиженцев в президенты Аргентины нужно предоставить доказательства о наличии определенной суммы годовой прибыли.

Этим кандидат подтверждает, что стремится занять пост не для собственного обогащения, а во имя служения народу. Такое требование и сегодня присутствует в законодательствах Коста-Рики, Новой Зеландии, Мексики, Колумбии, Австралии.

Дополнительные ограничения

В некоторых странах предусматривается ценз для военнослужащих. Мнения по поводу его справедливости разделились. С одной стороны, армии многих стран сегодня формируются на профессиональной основе, и их численность невелика.

Соответственно, участие либо неучастие солдат в ании существенно не повлияет на результаты. Вместе с тем чаще всего военнослужащие лишены пассивного права. По мнению ряда авторов, это представляется справедливым. Служба в ВС не должна обременяться политикой.

Если гражданин желает участвовать в государственном управлении, ему придется отказаться от карьеры военного. В некоторых странах действуют религиозные цензы. К примеру, в Иране для выдвижения кандидатуры в парламент гражданин должен быть мусульманином, активно проповедующим ислам.

В этой стране около 90% членов правления являются служителями культа.

Ситуация в России

Цензы избирательного права РФ достаточно немногочисленны. Одно из ограничений уже указывалось выше. В частности, участвовать в ании могут все граждане, достигшие 18-ти лет. Избирательные цензы в РФ включают в себя ограничения для кандидатов в президенты, депутаты Госдумы. Главой государства может стать субъект, достигший 35 лет.

В Госдуму можно баллотироваться с 21 года. При этом кандидат в президенты должен иметь высшее образование, знать курс муниципальной и госслужбы, а также Конституцию страны. В некоторых государствах действуют так называемые моральные избирательные цензы. В РФ, например, запрещено участвовать в ании лицам, отбывающим тюремное заключение. В ст.

48 итальянской конституции не допускает к выборам субъектов, совершивших аморальные поступки, указанные в законе. Также запрещено участие в ании банкротам, наркоманам и прочим субъектам, чье влияние на результаты выборов власть считает нежелательным. В некоторых странах запрет на реализацию своего избирательного права выступает как наказание.

В ряде случаев закон допускает приостановление действия такой юридической возможности. К примеру, подобного рода положения присутствуют в конституции Мексики. Согласно закону этой страны, возможность участвовать в ании, а также выдвигать свою кандидатуру на выборах может приостанавливаться за систематическое бродяжничество или пьянство.

Соответствующее ограничение налагает суд. Еще одним условием для выдвижения своей кандидатуры в России на высшие госдолжности является гражданство.

Заключение

Всего в мире насчитывается порядка пятидесяти цензов. Все они связаны со спецификой культурного развития конкретного государства, историческими особенностями. Многие из них вполне обоснованы.

К примеру, образовательный или возрастной ценз для лиц, выдвигающих свои кандидатуры на высокие государственные должности. Несомненно, человек, который стремится занять пост главы страны, должен обладать определенным управленческим опытом, знаниями.

Пассивным избирательным правом в России не могут пользоваться иностранцы. Это также вполне обоснованно, поскольку управлять делами государства могут только его граждане, которые постоянно проживают в нем и знают его внутреннее устройство.

Между темв некоторых странах до сих пор действуют нормы, ущемляющие свободы некоторых людей, проживающих на их территориях. В основном это касается женщин, которым участие в ании разрешено далеко не всегда или с определенными оговорками.

Источник: https://FB.ru/article/289766/izbiratelnyie-tsenzyi---eto-chto-takoe-ponyatie-i-vidyi

Избирательная кампания в Российской Федерации

Избирательные цензы в россии

Избирательная система – комплекс приёмов, методов и правил, которые формируют и обеспечивают регулирование легитимных органов власти. Избирательная система формирует общие характеристики в организации избирательной деятельности, а также переводы избирателей. Избирательная система – изъявление воли населения, которое создаёт органы власти.

Основные избирательные системы

  1. Мажоритарная – представлена во Франции, США и Великобритании, суть представленной избирательной кампании состоит в выборах органов власти через мнение большинства; в каждом избирательном регионе присутствует избранный политический деятель, победителем выборов объявляется тот кандидат, который набрал больше . Количество подразделяется на абсолютное и относительное (небольшой разрыв с соперником).
  2. Система пропорционального представительства – места в парламенте распределяются по набранным голосам в ходе избирательной кампании по партийным спискам.
  3. Смешанная пропорционально-мажоритарная – представлена в ФРГ, избирательная кампания построена на двух системах: некоторая доля политических деятелей в парламент избирается по мажоритарному способу, а оставшийся процент парламентариев – по партийным билетам.

Принципы избирательного процесса:

  • Выборы представлены полной свободой избирателей, где нет места политическому, экономическому, социальному, этническому давлению со стороны активистов партий, организаторов выборов и т.д.
  • В выборном листе присутствуют альтернативные кандидаты, что даёт большое наличие выбора.
  • Индивид сознательно выбирает одного из кандидатов.
  • Выборов проходят в определённом интервальном отрезке (каждые 4 года), регулярно.
  • Все кандидаты и партии имеют одинаковые возможности.

Избирательное право – комплекс юридических и правовых правил, которые задают вид указанных отношений и формируют отдельный социальный институт. Так в РФ, избирательное право приставлено в Конституции.

Выборы – вид правовой и сознательной деятельности индивида, где участие принимает несение, организации, избирательные кампании и субъекты политической власти. В РФ происходят выбора на посты президента, депутатов в государственную думу, в органы государственной власти и муниципального управления и т.д.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы – каждый индивид обладает свободой волеизъявления, что выражено в выражении воли свободно и без принуждения. Со стороны организаторов избирательной капании – свобода в организации выборов, также свобода в агитационных действиях.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах – каждый индивид имеет юридически закреплённое право, которое действует с момента совершеннолетия, принимать участие в избирательной деятельности, а также право быть избранным в местное самоуправление или государственную власть.

А) Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин РФ имеет юридическое право в участии избирательных действий, которые предусмотрены законом и законными методами проведения, подавать свою кандидатуру в органы местного самоуправления или государственную власть возможно с возраста, установленного в Конституции.

Избирательный ценз – условия, которые закреплённые законом и конституцией, для избирательной деятельности или осуществления права. Таким образом, избирательный ценз разделяется на языковой, этнический, возрастной и т.д.

(президентом РФ может быть индивид не моложе 35 годов, для членства в Государственной Думе необходим возраст в 21 год и т.д.). Также баллотироваться на места местного самоуправления или государственной власти может иностранный гражданин, с условием того, что с его страной заключён определённых договор.

Невозможно получить места в органах власти людям, которые признаны недееспособными, людям, находящемся в тюрьме по решению суда.

Б) Равное избирательное право. Все индивиды РФ имеют равные обоснования (избирателям предоставлены равные возможности для получения ; гражданин РФ имеет право ать на одном участке, согласно его прописке; избиратели изъявляют личный выбор кандидата в зависимости от различных условий.

В) Прямое избирательное право. Каждый гражданин РФ извьявляет волю непосредственно. Выборы можно подразделить на прямые и косвенные, где часть населения голосует не за представленного кандидата, а за выборщиков, которые голосуют также за предыдущих выборщиков или напрямую за кандидата.

Г) Тайное ание. В ходе выборов всем выборщикам даётся свобода и секретность в волеизъявлении, которые закреплены гарантиями: отдельные кабинки на 1 индивида; каждый выборщик лично отпускает выборный лист в ящик; если тайна ания по каким-либо причинам нарушена, то наблюдатель принудительно удаляется, а другие члены комиссии отправляются на ание.

Д) Добровольность участия граждан в выборах. Участие или не участие избирателя в выборах- личное дело индивида, никто не имеет права заставлять ать или не ать.

3. Принципы, дающие право индивидам совершать выбор и контролировать законность проводимых избирательных кампаний и самих выборов.

4. Организационные принципы.

А) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями. В РФ наличествует система избирательных комиссий.

Б) Территориальный принцип организации выборов. За каждым территориальным участком закрепляется избирательный округ, где проходит ание избирателей, относящихся в представленную территориальную единицу.

Основные стадии избирательного процесса

1. Каждые выборы на любой пост назначаются различными государственными органами, так выборы президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания, выбора представителей Государственной Думы – президент РФ и т.

д. Время проведения выборов закреплено федеральным законом или субъектом власти в РФ. Решение о предстоящих выборах публикуется в средствах массовой информации, сами выборы ставятся на календарный выходной, ели в этот день нет праздника.

2. Формирование избирательных округов. Избирательные данные (место, схема, количество избирателей) определяет специальная комиссия, не позднее назначенного законодательством времени до ания (за 70 дней). Вышестоящие органы, такие как органы местного самоуправления, одобряют схему избирательных округов, не позднее 2х месяцев до ания.

3. Формирование избирательных участков. Формируются главой местного самоуправления параллельно с избирательной комиссией за 30 дней до выборов. На один избирательный участок положено не большое 3 тыс. людей.

Для граждан РФ, проживающих за территорией государства, формируются специальные избирательные участки дипломатическими представителями РФ в др. стране. Территории избирательных округов и участков не должны пресекаться.

Если индивид по каким-либо причинам не может посетить избирательный участок, то в таких случаях на территориях больниц, изоляторов, санаториев создают закрытые избирательные участки, где право ания получают люди, находящиеся в этих местах (больные, заключенные и т.д.).

В воинских частях также могут открыть избирательный участок, однако обычно военные голосуют на общих избирательных участках. Глава муниципального образования публикует списки с номерами участков и их адресами, границ и помещений не позднее 25 дней до ания.

4. Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия в РФ функционирует на регулярной основе и представлена юридическими законами. Она действует на протяжении 4х годов.

В состав центральной избирательной комиссии включены 15 членов, которые выбираются Государственной Думой, Советом Федерации и президентом РФ поровну.

Согласно закону, ЦИК обладают полномочиями: контроль за действиями избирательной комиссии во время выборов; сохранность избирательных прав населения; распоряжение выделенными финансовыми суммами (подготовка к избирательной к выборам и выборы).

Избирательные комиссии субъектов РФ функционируют на постоянной основе, являясь юридическим лицом. Законодательные и исполнительные органы государства формируют субъектов избирательной деятельности.

Срок действия полномочий субъектов избирательной комиссии варьируется (не более 5 лет либо срок действия представительного органа, давшего власть субъектам избирательной комиссии).

Комиссия занимается защитой избирательных прав населения, наблюдает за соблюдением этих правил.

  • Территориальные избирательные комиссии занимаются организаторскими вопросами проведения выборов в юридически закреплённом районе или территории города. Могут представлять избирательные комиссии муниципального назначения.
  • Окружные избирательные комиссии организовывают выборный процесс в закреплённом округе. Длительность существования окружной избирательной комиссии зависит от срока действия представительного органа, который доверил комиссии организовывать и принимать участие в выборах.
  • Участковые избирательные комиссии отвечают за проведение выборного процесса на избирательном участке. Создание комиссии происходит в течении 3 дней после формирования избирательного участка. Полномочия комиссии истекают на 10 день после опубликования итогов ания.

5. Формирование перечня избирателейна базе учёта, который проводится муниципальными органами. В списке представлены граждане, которые получают на 1 день избирательные права. Индивид имеет право заявить в комиссию по причине не включения его в перечень избирателей. Правки в списки избирателей можно вносить до начала ания.

6. Выдвижение кандидатов выборов. Кандидаты могут выдвигаться в различных условиях: при мажоритарном типе, кандидата выдвигает округ; личное выдвижение; избирательным блоком.

Если выборы проходят по пропорциональной системе, то политические образования и партии, которые юридические зарегистрированы, согласного требуемому уровню выборов или выше, а устав представлен не позднее года до выборов.

Выдвижение кандидатов происходит: президент РФ – менее 45 дней, депутаты Государственной Думы – 30 дней, органы местного самоуправления – 20 дней.

7. Сбор подписей – отборочный этап предварительных выборов. Федеральным законом официально устанавливается процент сбора подписей.

Подписи могут быт принятые только от индивидов, обладающих избирательным правом на конкретном избирательном округе. Недопустимым является вознаграждение за отдачу голоса тому или иному кандидату, принуждение.

На выборном листе индивид указывает имя, фамилию, отчество, адресные данные, данные паспорта.

8. Регистрирование кандидатов происходит специальными комиссиями на основании собранного процента в поддержку выдвигаемого, которые тщательно проверяются.

Кандидат наделяется новым социальным статусом и правами: работодатель не может уволить с места работы или перевести в другое место; время, которое индивид является избирательным кандидатом также зачитывается в стаж по выбранной профессии; невозможность привлечения кандидата к уголовной ответственности без его согласия.

9. Агитация населения. Любая политическая партия или деятель вправе до выборов проводить предвыборную агитацию за принятие участия в выборах, отдачу голоса за того или иного кандидата, который указан в перечне выбора. Агитация происходит через СМИ (телевидение, радио, прессу, интернет), массовые мероприятия (митинги), агитационные листовки, бюллетени.

Принимать участие в агитационной деятельности запрещено лицам, осуществляющим решающий голос, членам государственной власти, органам муниципального управления и лицам, находящимся на высоких должностях, государственные военнослужащим.

Агитация осуществляется с минуты официальной регистрации кандидата и истекает ровно за сутки о начала выборов. За три дня до проведения выборов, запрещено публиковать материалы в СМИ, касающиеся предварительных опросов населения. Любые агитационные листовки обязаны содержать адрес и наименование типографии, выпущенный тираж. Анонимные агитационные материалы недопустимы к размещению.

10. Голосование. Во время выборов избиратель получает документ, где представлены имена, фамилии, год рождения, место трудовой деятельности, род занятий кандидатов.

Вверху выборного листа стоят подписи двух членов избирательной комиссии, которые заверены печатями, бюллетень предоставляется гражданам после предъявления паспорта или заменяющего документа.

Комиссия помимо контроля за избирательным процессом, занимается предоставлением права выбора людям, которые не в состоянии появится на участке. Если избирателя не будет во время проведения ания, то он сможет сделать выбор досрочно.

11. Подсчёт собранных осуществляется с момента окончания выборов, проводится открыто и беспрерывно. По окончанию подсчёта, участковая комиссия формирует протокол, копия которого выдаётся наблюдателям или СМИ. Протоколы отправляет в вышестоящие органы.

Если в ании приняло меньшее количество избирателей, чем указано в федеральном законе, то выборы признают несостоявшимися. Также несостоявшимися признаны выборы, где выявлено нарушение кандидатов, которое не даёт с полной точностью подчитать голоса, в таком случае кандидаты не участвуют в распределении мандата.

12. Повторные выборы представлены дополнительным этапом. Проводятся в случае, когда ни один из выдвигаемых кандидатов не достиг процента собранных , который указан в федеральном законе. Повторные выборы проводятся между двумя кандидатами, набравшими большее количество . Время осуществления повторного ания – 1-3 недели.

13. Опубликование итогов выборного процесса. Данные из округов направляются в СМИ после точного определения победителя. Не позднее месяца после ания обнародуется процентные соотношения кандидатов и набранных . Полные данные о прошедших выборах публикуются не позднее 3 месяцев поле окончания выборов.

Смотрите также:

Источник: https://bingoschool.ru/manual/47/

Избирательные цензы в рф

Избирательные цензы в россии

Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном ании.

Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин.

Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие.

Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).

Термин «всеобщее» во многом условен, так как предоставление избирательного права, в особенности пассивного, ограничивается системой избирательных цензов. В федеральном и региональном избирательном законодательстве отражены следующие цензы пассивного избирательного права :

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года.

Президентом РФ — 35 лет.

Законы некоторых субъектов Российской Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет (ст.

81 Конституции РФ).

В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

3) ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации.

Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской Федерации, который одновременно является гражданином данной республики.

Следует отметить, что данный вид цензов противоречат конституционному принципу равенства прав граждан Российской Федерации на всей ее территории и принципу единого гражданства;

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта Федерации, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе Российской Федерации. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) — народными депутатами Государственного Собрания не могут быть из браны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко закрепляет пределы ограничения активного и пассивного избирательного права. Согласно ст.

4 этого Закона законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Ограничения же пассивного избирательного права в законодательстве субъектов Российской Федерации могут быть связаны только с возрастным цензом. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления и 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Установление ценза оседлости для ограничения пассивного избирательного права не допускается.

Избирательное право относится к политическим правам, которые обычно предоставляются только гражданам. Однако в различных странах в определенных законами случаях возможность обладать избирательным правом предоставляется иностранцам.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 8 ст. 4, п. 4 ст. 18) иностранцы могут принимать участие в выборах при определенных условиях.

Закон установил, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Принцип прямого избирательного права означает, что в ании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории.

Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при ании один голос.

Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень.

Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.

Принцип тайного ания предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое ание, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц.

Принцип тайного ания является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для ания, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).

Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление.

Противоположностью данному принципу является так называемый «обязательный вотум», то есть обязанность под угрозой штрафа или иного наказания участвовать в выборах, установленная в законодательстве ряда стран (например, Австралия, Бельгия, Турция).

Международно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, закрепляют такие принципы, как свободные периодические нефальсифицированные выборы. Принцип свободных выборов ломимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при ании.

Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли и слова, информации.

Периодичность проведения выборов — важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы.

Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц — пять лет. При этом изменение срока полномочий действующих органов не допускается.

Принципы подлинных и нефальсифицированных выборов предполагают выявление и осуществление свободно выраженной воли народа путем законодательного закрепления такой технологии проведения выборов, которая не позволила бы исказить волю избирателей.

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, .

См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. С. 256; .

Действительно, логичнее, чтобы студенты изучили сначала общую теорию конституционного права, а затем конкретику – конституционное право России и других .

С принятием новой Конституции начинается широкое обновление всех институтов конституционного права России. По сути, формируется конституционное право, . .

См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994; Государственное право .

3. Государство и право России после февральской буржуазно-демократической революции . 2. Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики .

Конституционное право очень многих государств, включая Россию, исходит из того, что государственная власть действует на центральном и иногда также на .

Чиркин В.Е. Конституционное право. Россия и зарубежный опыт. С. 285-292. И после всего этого автор делает общий вывод, что «Россия — полупрезидентская, .

В главе II Конституция РФ закрепляет трудовые права граждан. Среди . Конституция РФ гарантирует каждому работнику право на вознаграждение . .

Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность. К содержанию книги: Конституционное право .

Избирательные цензы — это что такое? Понятие и виды

Законодательством закрепляется за гражданами избирательное право. Это значит, что субъекты имеют возможность участвовать в ании за кандидатов в госорганы и структуры местного управления.

Кроме того, при соблюдении ряда условий граждане могут сами быть избранными. Нормами разрешено участие лиц в наблюдении за анием, работой комиссий, в том числе в определении результатов кампаний.

Граждане могут выражать свою волю в ходе референдумов и прочих мероприятий, установленных законодательством страны, юридическими актами регионов.

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: