Обязанности тьютора в детском саду

Содержание
  1. Тьютор в детском саду
  2. Тьютор в дошкольном образовательном учреждении
  3. Основные направления работы тьютора в ДОУ
  4. Функции тьютора в ДОУ
  5. Инструменты работы тьютора в ДОУ
  6. Результаты работы тьютора в ДОУ
  7. Заключение
  8. Тьютор не вытирает нос ребенку, а определяет его образовательную траекторию!
  9. Тьютор – это звучит гордо!
  10. Тьютор – специалист по индивидуализации
  11. Указатели на пути к мечте 
  12. Бег рядом с марафонцем
  13. Тьютор не исправляет, а развивает и поддерживает
  14. Тьютор формирует и ведет портфолио ребенка с ОВЗ
  15. Где найти тьютора
  16. Тьютор − посредник между особенным ребенком и миром
  17. Тьютер — кто это и чем он занимается?
  18. Кто такой тьютер
  19. С кем занимаются тьюторы
  20. Тьютор в средней школе
  21. Может ли родитель быть тьютором своего ребенка
  22. Тьютор в школе и детском саду: кто это, кто может быть тьютором?
  23. Кто такой тьютор?
  24. Историческая справка
  25. Отличие от прочих педагогических профессий
  26. Кому необходим наставник?
  27. Тьюторство в дистанционном обучении
  28. Недостатки профессии
  29. Где учатся на тьютора?
  30. Вывод

Тьютор в детском саду

Обязанности тьютора в детском саду

В этой статье рассмотрим специфику работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении. Выделим функции тьютора, основные направления работы, инструменты, а также поговорим о результатах работы тьютора.

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу.

На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о  включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

  • Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
  • Сопровождение в отдельной предметной области (кстати, в этой статье я описывала модель так называемого «предметного тьюторства», она —  для школьных учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой функции тьютора в ДОУ). Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
  • Сопровождение детей с ОВЗ. Про данное направление я планирую написать отдельную статью. Здесь хочу лишь отметить, что тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
  • Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации  к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.

Функции тьютора в ДОУ

  1. Организация образовательной среды для дошкольников
  •  это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
  • повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • координация взаимодействия субъектов образования.

2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

  • подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • сопровождение детей в реализации маршрутов;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
  • педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
  • организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Инструменты работы тьютора в ДОУ

  • Одним из инструментом работы тьютора является беседа с родителями.  При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
  • Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
  • Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
  • Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы.
  • Организация занятий для развития определённых качеств и навыков

Результаты работы тьютора в ДОУ

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами.

Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности.

Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми.

Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные направления, функции и инструменты работы тьютора.

Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно  выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В статье использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».

Источник: https://tutor-plus.ru/tyutor-v-detskom-sadu

Тьютор не вытирает нос ребенку, а определяет его образовательную траекторию!

Обязанности тьютора в детском саду

Для многих из нас слово «тьютор» обозначает что-то вроде ассистента учителя в работе с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, − некий человек сидит за одной партой с учеником и подсказывает, когда ему надо слушать учителя, а когда взять ручку и начать писать.

Однако во всем мире это совсем другая деятельность, для которой требуется специальное педагогическое образование.

Кто же такой тьютор и какое место он должен занимать в сложной структуре инклюзивной школы? В этом вопросе мы постарались разобраться с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяной Ковалевой, а также психологом и тьютором Инной Карпенковой.

Тьютор – это звучит гордо!

Моя задача как ученого – чтобы тьюторы в школах расправили плечи и поняли, что тьютор – это гордая профессия, –отмечает Татьяна Ковалева. – Когда 25 лет назад мы начинали подготовку будущих специалистов такого профиля, этого слова вообще никто не слышал.

Тогдашний министр образования говорил: у нас в языке и так много англицизмов, придумайте русское слово. Но я не могла найти аналога в русском языке, потому что ближайший аналог – это «дядьки» в Царскосельском лицее, которых так любили молодые дворяне пушкинской поры.

А я не могу современных молодых людей, которые осваивают новую профессию, называть «дядьками». 
В последние годы у нас появился профессиональный стандарт тьютора, профессия введена вединый квалификационный справочник.

И в стандарте четко прописано, что тьютор – это педагог, который сопровождает образовательный маршрут, а не кормит ученика на переменках и не меняет ему памперсы. Все эти обязанности могут быть лишь дополнительным условием к основной работе тьютора.

Тьютор – специалист по индивидуализации

Чтобы выяснить, почему в штатном расписании школ появилась эта новая профессия и почему ее не было раньше, нужно разобраться, какое явление она сопровождает.

В ХХI веке школу захватил мощный процесс индивидуализации.

Не нужно путать с индивидуальным подходом, когда учитель в классе понимает, что ученики все разные по возрасту, национальности, характерам, и подает материал максимально по-разному.

Даже если вы знаете все о семье ребенка: материальное положение, условия жизни, национальные особенности − и учитываете все это, выстраивая образовательный процесс, − это еще не индивидуализация. 

Индивидуализацию часто путают с индивидуализмом, вкладывают в это слово негативный смысл. Особенно это свойственно учителям с большим педагогическим стажем, заставшим коллективизм советских времен. Они говорят: «Дети и так проводят больше времени с гаджетами, чем с людьми, а тут еще одна попытка их разобщить».

Однако индивидуализация – это не про разобщение, а, скорее, про создание индивидуальной образовательной среды для каждого ребенка. В профессиональном тьюторском стандарте есть такое определение: 

Индивидуализация– процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

Например, ребенок с ОВЗ одарен музыкально, но живет в дальней деревне, где нет учителя музыки и соседи могут обучить игре только на гармошке.

А мальчик мечтает играть на скрипке и обладает исключительным слухом,  вот только скрипку он никогда не видел вживую.

Значит, нужен человек, который может поддержать его интерес: найдет музыкальные интернет-магазины, благотворительные фонды, где может обнаружиться учитель для молодого дарования. 

Или другой пример: ребенок не пропускает ни одного футбольного матча в телеэфире и хочет заниматься именно этим видом спорта, несмотря на то, что… передвигается на коляске. Тьютору предстоит сказочная задача найти ему «то, чего не может быть», то есть секцию футбола на колясках. И она, представьте себе, находится! 

Указатели на пути к мечте 

Тьютор «лепит» образовательную среду для каждого ученика с ОВЗ индивидуально. Но как же тогда быть с ЕГЭ? Конечно, считает Татьяна Ковалева, когда школа только тем и занимается, что с первого класса натаскивает на ЕГЭ, то никакой индивидуализации не будет.

Однако от особенного ребенка, который обучается в инклюзивном пространстве, скорее всего, не требуется ни сдача ЕГЭ, ни поступление в МГУ.

И в этом случае тьютору даже легче раздвинуть рамки зоны комфорта, отправиться в творческий поиск, чтобы найти то, что интересно конкретному ребенку. 

Вот пример. Юноша, с отличием закончивший школу, собирался поступать в МГИМО, но несчастный случай и почти полная потеря зрения преградили путь к мечте.

В Ассоциацию тьюторов обратились отчаявшиеся родители: «Мальчик считает, что жизнь закончилась, мы боимся суицида, не можем выйти из дома… Помогите ему обрести веру в будущее!» Над парнем взяла шефство девушка-тьютор.

Она на разных примерах показывала ему, что жизнь незрячих также может быть активна и прекрасна, обращалась к известным людям − Диане Гурцкой и Олегу Смолину, искала вузы, куда принимают и после потери зрения. Постепенно парень стал оттаивать, заинтересовался психологией, а через некоторое время успешно поступил на биофак МГУ. Сейчас он уже студент второго курса. 

Но мало только нащупать интерес ребенка, важно еще и удержать его так, чтобы этот интерес вплетался в канву обучения. Вполне возможно, что он станет поворотной стрелочкой к будущей профессии. Если у мальчика с ОВЗ обнаружились склонности к технике, информатике, то в помощь тьютору множество навигационных сайтов, кружки, преподаватели, олимпиады и квесты. 

А может быть, девочку с ограничением слуха увлекает цветоводство, она любит плести венки и ухаживать за комнатными растениями? Отчего бы не сориентировать ее на обучение экодизайну и не выстроить ее образовательную траекторию, сделав акцент на ИЗО, МХК и биологию?

Разница между учителем и тьютором в том, что учитель формирует мышление, а тьютор раскручивает интересы, сопровождает их, обеспечивает ресурсами. Иными словами, это процесс поддержки и развития субъективности, то есть личных ценностей, склонностей, возможностей ученика. 

В широком смысле мы все в чем-то разные, а значит, особенные. Вспомните детские сады и школы прошлого, когда воспитатели говорили ребенку: «Иванов, почему вся группа оделась, а ты не можешь до сих пор зашнуровать ботинки?» В школе ХХI века Иванов имеет право сколько угодно шнуровать ботинки. А кто может, тот пусть лепит снеговиков.

Бег рядом с марафонцем

Итак, мы поняли, что тьютор выявляет и сопровождает интерес ученика.

В школу, где я была тьютором у ребенка с РАС, как-то пришла учитель биологии и сказала: «Мне не нужен такой ученик, он будет мешать», –вспоминает Инна Карпенкова, психолог, тьютор со стажем и автор книги «Тьютор в инклюзивной школе.– Я набралась смелости и сказала:  «Хорошо, мы не пойдем к вам на урок, будем учиться отдельно и сдавать вам контрольные». И я занималась с моим подопечным индивидуально. Через какое-то время добавилась информатика, которую вела та же учитель. На уроки мальчика все же допустили и он блестяще разобрался в программировании, а остальные дети ничего не поняли. Через какое-то время он стал лучшим в классе по этому предмету.
Помните один из выпусков «Ералаша», где маленький мальчик помогал старшему другу пробежать марафон? Он бежал рядом, подбадривал, подгонял, давал выпить воды. И в конце концов сам опередил его на финише. Вот тьютор – это такой «помощник марафонца», которому тяжело бежать. Ведь для ребенка с ОВЗ учеба – это как раз такой сложный марафон. Ты организуешь и сопровождаешь процесс бега и непременно поджидаешь своего подопечного на финише.

Инна Карпенкова рекомендует будущим тьюторам обязательно держать связь с родителями, поскольку семья – это первая образовательная среда и первый ресурс для выявления интересов школьника. 

Однако стоит помнить, что родители иногда сами находятся в состоянии травмы и не готовы принять, что их ребенок не сможет потянуть школьную программу и стать таким, как все.

И они тоже ждут поддержки от тьютора, который должен предложить им вполне реальное будущее для их ребенка.

Пусть даже вариантов для социализации у детей с ОВЗ немного – все равно нужно прорисовать эскизы этого будущего и проработать их вместе с дефектологом, психологом, педагогом. И нелишне самому знать азы дефектологии, психологии, педагогики.

Тьютор не исправляет, а развивает и поддерживает

Тьютор − это специалист, который видит даже в неярких индивидуальных особенностях ребенка его возможное будущее и развивает их, а не пытается подтянуть ребенка до уровня нормотипичных детей. 

Допустим, Петя, мальчик с ограниченными возможностями движения, не выговаривает букву «Р», но красиво грассирует, как настоящий француз. Дефектолог пытается избавить его от этого «недостатка». А не лучше ли будет попытаться обучить ребенка французскому языку, посоветовавшись, конечно, с родителями? 

Или выясняется, что Лева любит разглядывать цветные стеклышки. Опытный тьютор попытается ненавязчиво научить ребенка счету с их помощью, и возможно, в будущем этот ребенок станет стеклодувом, а о логарифмах и дробях никогда не узнает, да они ему и не пригодятся. 

Тьютор формирует и ведет портфолио ребенка с ОВЗ

Тьютор все попытки и робкие успехи ребенка с ОВЗ обязательно заносит в его портфолио, обсуждает эти успехи со всеми, кто вовлечен в его обучение. Даже если это первое «Здравствуйте, Мария Ивановна» (ведь до этого ребенок не разговаривал вообще) или праздничная открытка, пусть и кособокая, зато изготовленная с огромным желанием и старанием сделать красивую поделку своими руками!

Где найти тьютора

Согласно ФЗ «Об образовании», если школа считает необходимым тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ, то она обязана его предоставить. Его может рекомендовать и психолого-медико-педагогическая комиссия. Другое дело – где его взять? 

В соцсетях есть страницы тьюторских сообществ, где специалисты ищут работу. На выручку могут прийти студенты старших курсов педагогических вузов, которым нужна практика. Студенты могут работать на волонтерских началах.

Привлечение к тьюторской деятельности родителей ученика психологи считают неэффективным, поскольку ребенок в присутствии близких хуже адаптируется к новым для него условиям и людям, но в крайнем случае и этот вариант имеет право на существование, если родители имеют профильное образование. 

Тьютор − посредник между особенным ребенком и миром

В повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха молодая чайка Джонатан экспериментировал с полетами, хотя остальные чайки над ним смеялись: зачем, ведь мы летаем только для того, чтобы добывать пищу? Но Джонатан любил летать и был горд тем, что установил собственный рекорд скорости среди чаек. Ребенок с ОВЗ тоже ставит свои маленькие личные рекорды. Чтобы он почувствовал такую же радость полета, рядом нужен посредник между ним и остальным миром, помогающий ему взлететь.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/tiutor-ne-vytiraet-nos-rebenku-a-opredeliaet-ego-obrazovatelnuiu-traektoriiu-5dc131aaa06eaf00b110f14b

Тьютер — кто это и чем он занимается?

Обязанности тьютора в детском саду

В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году.

Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках.

Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.

В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.

Кто такой тьютер

Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).

Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска.

За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.

С кем занимаются тьюторы

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьюторакак помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Именно тьютор должен помочь учащемуся оценить свои способности, понять свои интересы, вычислить «плюсы» и «минусы» и на основании всего этого построить такую программу обучения, которая будет интересна и комфортна именно для этого человека и даст максимальные результаты в его дальнейшей жизни.

В системе дошкольного образования деятельность тьютора традиционно связывают с инклюзивным образованием, т. е. с помощью «особым» детям. В этом случае нужно разделять тьютора и сопровождающего ребенка.

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

  1. выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
  2. вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  3. подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
  4. адаптация ребенка к коллективу;
  5. -контроль результатов реализации индивидуальной программы.

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Тьютор в средней школе

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо.

И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности.

Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

  1. помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
  2. способствует установлению контактов со сверстниками;
  3. учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
  4. составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.

И именно тут возникает главная сложность.

В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Однозначного ответа на эти вопросы пока нет. Но есть понимание того, что российское образование постепенно уходит от «уравниловки» и настраивается на построение системы открытого образовательного пространства, для чего: расширяет число направлений обучения и контингент обучающихся; разрабатывает новые образовательные технологии; выстраивает межпредметные связи.

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

Должность тьютора относится к самому высокому – четвертому квалификационному уровню (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н). Она определяется профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания», где одной из общих трудовых функций является «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2021 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Возможность получения степени бакалавра по профилю «тьютор» представлена в России не так широко — такая программа есть в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена. Некоторый опыт внедрения в университеты программ тьюторского бакалавриата существует в Якутии — там изучается специфика деятельности тьюторов в кочевой школе.

Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно.

Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов.

В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми.

сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя.

Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться.

В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Каждый год в разных регионах страны проводится Летний Университет тьюторства. Также ежегодно — традиционно в конце октября – в Москве проводится тьюторская конференция. Важными ресурсами для тьютора являются вебинары, проводимые признанными экспертами. В этой связи стоит обратить особое внимание на деятельность Межрегиональной тьютерской ассициации.

Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая.

Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом.

Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностямитьютора,это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.

Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.

По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.

Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/tyuter-kto-eto-i-chem-on-zanimaetsya/

Тьютор в школе и детском саду: кто это, кто может быть тьютором?

Обязанности тьютора в детском саду

К одной из проблем современного образования относят устаревший формат обучения, обезличенный подход к детям.

Существующая школьная система препятствует развитию ребенка с уникальными способностями или, наоборот, с ограниченными возможностями.

Позиция педагога-тьютора в штатном расписании учебного учреждения поможет решить проблему косности и инертности образовательной системы, а также множество других.

Кто такой тьютор?

Есть много синонимов к слову тьютор: учитель, воспитатель, опекун, наставник. Ни одно слово не передает полностью определение этой профессии. Слово имеет латинское происхождение, в переводе «tutorem» означает «репетитор».

Задача этого специалиста – организовать процесс обучения в соответствии с учетом личных качеств и индивидуальных особенностей ученика. При этом участие подопечного не пассивное, и развивается по принципам самопознания и рефлексии.

Тьютор анализирует проблемы подопечного и выявляет скрытые возможности. К его обязанностям относятся:

  • Выявление способностей и сильных качеств ученика, определение вектора роста.
  • Разработка плана индивидуальных занятий с использованием имеющихся ресурсов.
  • Организация среды.
  • Мотивация к обучению.
  • Взаимодействие с людьми, составляющими близкое окружение ребенка.
  • Фиксирование достижений и определение динамики развития подопечного.

Кто такой тьютор, узнаете также из видео:

Историческая справка

Впервые этот термин упоминается в 1580 году. Основы тьюторинга сложились в XII веке в системе английских университетов, представлявшую собой корпорацию студентов и преподавателей. Определенных программ и стандартов в то время не существовало.

Каждый школяр вправе был посещать те курсы и предметы, которые позволяли получить учёную степень.

В этой ситуации студентам требовались наставники, обязанностью которых было воспитывать, организовывать быт и оказывать помощь в процессе обучения своим подопечным.

В XVII тьюторство, как форма университетского наставничества, заняло ключевую позицию в Оксфорде и Кембридже, приобретая не только воспитательную функцию, но и образовательную. Тьюторы советовали студентам, какие лекции посещать, составляли план учебной деятельности, готовили к экзаменам.

В России за образец была принята германская система университетов, поэтому впервые проект факультета тьюторства появился только в 1990 году в Московской Школе Культурной Политики. До этого момента личными наставниками учеников были репетиторы, преимущественно работавшие в частном порядке.

В реестр профессий эта должность вошла в 2008 году. Сейчас специальность востребована практически во всех образовательных учреждениях страны, хотя до сих пор мало кто представляет, что это такое – тьютор, и в чем особенность этого рода деятельности.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Кому необходим наставник?

В первую очередь этот специалист нужен детям с ограниченными возможностями здоровья или особыми потребностями. Ребенок с ДЦП, или с нарушениями слуха или зрения вполне способен обучаться в обычной школе или детском саду, если ему помочь влиться в непривычную среду. Тьюторское сопровождение учеников с ОВЗ позволяет ребенку успешно включиться в образовательный процесс наравне со всеми.

Посмотрите видео о сопровождении наставником ребенка-аутиста в школе:

С помощью индивидуального наставника особые ученики социализируются, преодолевают затруднения, усваивают учебный материал в соответствии со своими возможностями.

Тьютор становится связующим звеном между подопечным и учителями, родителями, психологами. Он планирует режим дня, адаптирует помещение, где занимается ребенок, под его нужды, подбирает методические пособия, анализирует динамику развития. На основе результата при необходимости включает в образовательный процесс специалистов, необходимых на данном этапе: логопедов, дефектологов, психологов.

Помощь личного наставника необходима не только ученикам с ОВЗ, но и детям из следующих категорий:

  • Одаренным школьникам для разработки личной программы обучения;
  • Детям, занимающимся спортом или иной деятельностью, предполагающей отрыв от занятий;
  • Ученикам из проблемных семей или попавшим в трудную ситуацию;
  • Авторам личных проектов;
  • Старшеклассникам в период профориентации;
  • Абитуриентам в процессе поступления в учебное заведение и на период пребывания в нем.

Нужна помощь тьютора и в университете, особенно на первом курсе, а также в период написания и сдачи диплома.

Тьюторство в дистанционном обучении

Взрослые тоже испытывают потребность в индивидуальном образовательном процессе. По прогнозам специалистов, на онлайн-обучение вскоре придется, как минимум, половина всей обучающей деятельности. Вузы и центры повышения квалификации постепенно переходят на этот формат, поскольку он даёт быстрые результаты с минимальными затратами времени и средств.

Помощь преподавателя-тьютора, работающего в онлайн-режиме, за счёт персонализации процесса даёт эффект, в разы превосходящий очное обучение. Наставник в нужный момент поддерживает, мотивирует, вся деятельность проходит под его контролем.

Недостатки профессии

Поскольку личное кураторство ещё не получило распространения, существует потребность в постоянной рекламе услуг. По мере личностного роста потребность в наставнике у ученика со временем исчезает, поэтому специалист периодически находится в поиске нового подопечного.

Для преподавателей, работающих в сфере инклюзивного образования, существует вероятность стресса, сильного эмоционального напряжения, профессионального выгорания. Особенно, если существует давление со стороны родителей или руководства.

Стандартов обучения при индивидуальном подходе нет, поэтому педагог-тьютор находится в постоянном поиске необходимого учебного материала, разработке собственных методик. Дети, с которыми работает индивидуальный учитель, обладают сложностями в общении, требуют внимания и терпения. Этот процесс отнимает много времени и сил.

Где учатся на тьютора?

Без педагогического или психологического образования работать тьютором нельзя. Необходимы специальные знания и навыки работы с детьми по различным методикам, в инклюзивном образовании – понимание основ коррекционной педагогики.

Вузы, преимущественно московские, начали принимать на факультеты студентов по этой специальности недавно. Обучение тьюторству в системе образования возможно в МГИМО, МГУ, университете «Синергия». Лицам, имеющим диплом педагога или психолога, достаточно закончить курсы переподготовки в формате дистанционного обучения или поступить в школу тьюторов.

Вывод

Во всем мире тьюторство в образовании называют профессией будущего. В этой сфере деятельности с каждым годом открываются новые возможности. Психология современного успешного человека включает готовность к переменам, легкость в освоении новых знаний, способность ориентироваться в новой среде. На пути личностного роста индивидуальный помощник необходим каждому – и ребенку, и взрослому.

(: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://MirVuzov.ru/poleznoe-i-interesnoe/tyutor

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: