Организации жилищно коммунального хозяйства это

Содержание
  1. Муп в жилищно коммунальном хозяйстве
  2. Что такое жилищно-коммунальное хозяйство
  3. Состав жилищно-коммунального хозяйства.
  4. Характеристика муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства
  5. Типы предприятий
  6. Цель создания и функционирования
  7. Профессиональный стандарт предприятий ЖКХ
  8. Современное состояние ЖКХ в Российской Федерации
  9. Что такое саморегулируемая организация, и зачем управляющей организации вступать в неё
  10. Первые саморегулируемые организации самопроизвольно появились ещё в XVIII веке
  11. Деятельность современных СРО регулируется № 315-ФЗ
  12. Сро является некоммерческим объединением компаний или отдельных специалистов
  13. Членство УО в СРО положительно сказывается на их работе и репутации
  14. Современные СРО стремятся улучшить работу ЖКХ и строят конструктивные отношения с властью
  15. Сро является для уо важным шагом на пути к повышению качества работы
  16. Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ
  17. 1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?
  18. 2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ
  19. 3. Проблемы ЖКХ в России
  20. 4. Проблемы предприятий ЖКХ
  21. 5. Реформы ЖКХ в России
  22. Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы
  23. Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?
  24. Состав жилищно-коммунального хозяйства
  25. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — понятия по законодательству
  26. Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству
  27. Одним из результатов функционирования деятельности ЖКХ является оказанная жилищно-коммунальная услуга.
  28. Определение ЖКУ по ГОСТ
  29. Виды ЖКУ согласно законодательству

Муп в жилищно коммунальном хозяйстве

Организации жилищно коммунального хозяйства это

Аббревиатура ЖКХ знакома практически каждому жителю нашей страны. Учитывая специфику формирования экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве в последние десятилетия, проблемы в данной отрасли решаются на государственном уровне.

Основной из них является отсутствие регулирования тарифов на услуги, которые предоставляют компании, занимающиеся ЖКХ.

Помимо обслуживания граждан, управляющая компания должна заниматься автоматизацией деятельности, основываясь на базе инновационных технологий, выполнять ремонт всех компонентов своего хозяйства, осуществлять контроль и учитывать объем фактически предоставляемых услуг.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальным хозяйством называют комплекс подотраслей экономики, которые направлены на обеспечение стабильного функционирования инженерной инфраструктуры зданий различного назначения, населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры.

В состав данного комплекса входят два сектора экономики: соответственно, жилищный и коммунальный. Жилищный сектор подразумевает рассмотрение всех вопросов жизненного цикла зданий – от их эксплуатации до ликвидации. Более широкие задачи решаются в рамках коммунального сектора.

Основным источником дохода коммунальных предприятий ЖКХ является начисление государственно утвержденный тариф.

Созданием единого государственного органа, ответственного за обеспечение жизни населения стали заниматься еще при Екатерине II. Развивать местное (городское) хозяйство продолжил Александр II.

Начиная с 1870 года, управление городским хозяйством и благоустройством территории было передано губернаторам.

После реформ, проведенных в 1892 году, правительство освобождает себя от забот в его развитии, переложив их на органы общественного управления.

После революции молодое советское правительство предпринимает ряд мер, направленных на национализацию жилищного фонда – была отменена квартирная плата, что привело к исключению в домах «хозяев», которые были бы заинтересованы в их сохранении и качественной эксплуатации.

Существенные реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве были проведены во времена НЭПа. Управление жилым фондом при помощи жилищно-эксплуатирующих контор сложилось в Советском Союзе.

Система оплаты, к которой привыкли современные жители нашей страны, окончательно сложились уже в современной России после реформы в 2006г.

Далее разберемся, что такое государственное коммунальное унитарное предприятие на монопольном рынке.

Состав жилищно-коммунального хозяйства.

В широком смысле ЖКХ состоит из:

  • энергоснабжения – обеспечения стабильных поставок электрической энергии юридическим и физическим лицам
  • водоснабжения– специалисты коммунальных предприятий отвечают за прокладку и восстановление водопроводных труб, водозабором, доставкой воды на обслуживаемые объекты, обеспечением горячего водоснабжения
  • газоснабжения – поставка газа
  • отопление – доставка теплоносителя и обогрев домов и зданий
  • канализование и водоотведение – отведение и утилизация сточных вод

В основе своей все эти устули оказываются предприятиями естественных монополий. В комплекс услуг, относящийся к жилищным, которые должны оказывать предприятия ЖКХ входит вывоз мусора, обеспечение стабильного функционирования мусоропровода, проведение ремонтных работ общедомовых инженерных коммуникаций, санитарная и эпидемиологическая обработка, благоустройство придомовых территорий.

Характеристика муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства

До реформы все крупные предприятия отрасли ЖКХ находились в собственности государства, после часть этих предприятий продавалась в частные руки или акционировались. Многие остались в собственности государства с формой организации МУП. Эта аббревиатуру означает муниципальное унитарное предприятие.  Разберем наиболее важные черты подобных организаций.

  1. Собственник. Для их образования необходимо выделение имущественной доли (ее выделяют либо муниципальное образование, либо государство). Создание унитарных организаций направлено для удовлетворения определенных потребностей или выполнения задач, поставленных правительством
  2. Уставной капитал. Его размер устанавливается, исходя из ранее разработанного устава организации. Для управления капиталом обязательно ведется бухгалтерский учет
  3. Организационно-правовая форма. Организация муниципальных унитарных предприятий осуществляется на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (такие МУП называют «казенными»)

Типы предприятий

Местные власти закрепляют за муниципальными унитарными предприятиями определенные материальные активы, однако, они по-прежнему остаются собственностью самого муниципалитета. Они действуют на основании прав, в зависимости от которых могут использовать переданное имущество. Различают 2 типа МУП:

  • право хозяйственного ведения – большинство обычных предприятий имеют именно такой гражданско-правовой статус
  • оперативное управление – такие МУП называют «казенными»; так как форма управления не очень подходит для получения прибыли от деятельности организации, ведь для любых операций, связанных с имуществом, требуется разрешение от муниципальных властей, поэтому данный тип МУП встречается реже («казенные» предприятия больше зависят от финансирования из бюджета)

Советская модель управления жилищно-коммунальным хозяйством дала отголосок в современной России.

После того, как был подписан контракт с исполнительной дирекцией МУП, его финансовая деятельность переходит под контроль собрания собственников. Ее ежегодно в обязательном порядке должна проверять ревизионная комиссия.

Следует отметить, что дирекция коммунального хозяйства более эффективно управляет различными эксплуатирующими участками, чем это делает отдельный директор ЖЭУ.

Цель создания и функционирования

Основные цели создания унитарных организаций заключаются в:

  • осуществление определенных видов деятельности, являющихся датируемыми
  • осуществление деятельности, направленной на решение целого комплекса задач социального характера (к таковым, например, относится реализация определенной продукции, работ и оказание услуг по минимально возможным ценам)
  • необходимости эксплуатирования имущества, которое запрещено приватизировать на государственном уровне

Любое коммунальное унитарное предприятие Российской Федерации действует в соответствии со статьями №2 и №113 Гражданского кодекса РФ.

Кроме оказания услуг физическим и юридическим лицам, а также извлечения прибыли от собственной деятельности, оно должно удовлетворять потребности государства и обеспечивать государственные нужды.

К учредительным документам МУП относятся решение об учреждении, принимаемое членами государственных органов, а также устав.

Имущество подобных организаций формируется из нескольких источников. Оно передается по решению собственника.

Кроме того, имущество формируется на основании прибыли, получаемой в результате ведения хозяйственной деятельности, кредитования, амортизационных отчислений, капитальных вложений, бюджетных финансовых средств, добровольных взносов и прочих источников, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации. К таковым, например, можно отнести сдачу пустующих помещений здания в аренду каким-либо фирмам. Источником также служит муниципальный жилищный фонд. 

Профессиональный стандарт предприятий ЖКХ

Профессиональным стандартом в сфере жилищно-коммунального хозяйства называют многофункциональный нормативный документ, основное предназначение которого заключается в:

  • описании бизнес-процессов, осуществляемых для достижения цели и выполнения задач, которые поставлены перед определенным типом деятельности – водоснабжения, водоотведения, канализации, управление многоквартирными домами и т. п.)
  • определении требований к условиям труда, квалификации, опыту, профильному образованию работников коммунального государственного казенного предприятия ЖКХ
  • саморегулировании рынка труда

Помимо этого, профессиональный стандарт – это средство обеспечения качества оказываемых услуг.

В 2014 году был создан специальный Совет по профквалификациям в ЖКХ, который наделен рядом полномочий. Во-первых, данный орган имеет право мониторить рынок труда, для того чтобы отслеживать появление новых профессий, а также следить за изменениями в данной сфере.

Во-вторых, специалисты Совета занимаются разработкой и применением профессиональных стандартов. В-третьих, они занимаются координационной деятельностью, связанной с оценкой профессиональных квалификаций.

В-четвертых, участвуют в процессе разработки образовательных стандартов профобразования и обучения работников, которые задействованы в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Современное состояние ЖКХ в Российской Федерации

Согласно мнению большинства специалистов, для усовершенствования модели ЖКХ в Российской Федерации желательно изучить зарубежную практику. Кроме того, необходимо внедрять современные методы управления.

Желательно, чтобы управлением жилищным хозяйством вело многоотраслевое ЖКХ. К сожалению, предприятия, занимающиеся жилищно-коммунальным хозяйством в современной России, делают это крайне неэффективно.

Все дело в нескольких причинах:

  • отсутствии целей реформирования, которые должны быть четко сформулированы
  • не проработанности законодательных и нормативных аспектов, связанных с взаимоотношениями муниципальных органов и коммунальщиков
  • низкой квалификацией и недостаточной профессиональной подготовкой сотрудников
  • масштабной коррупцией в данной сфере

Помимо этого, специалисты связывают недостаточную эффективно работы таких компаний с неправильным регулированием потоков финансовых средств и низкой активностью населения, в плане контролирования деятельности нанятых компаний.

Источник: https://m2keep.ru/upravlenie-mkd/mup-v-zhilishhno-kommunalnom-hozyajstve

Что такое саморегулируемая организация, и зачем управляющей организации вступать в неё

Организации жилищно коммунального хозяйства это

Один в поле не воин – гласит народная мудрость. Вместе мы сила – говорит другая, и с этим могут согласиться УО, которые объединились в саморегулируемые организации, более известные как СРО. Разбираемся в том, что такое СРО и зачем управляющим организациям вступать в такое объединение.

Первые саморегулируемые организации самопроизвольно появились ещё в XVIII веке

Прообразы саморегулируемых организаций появились ещё в XVIII веке в США: тогда ремесленники объединялись в цеха и принимали свои правила и этические нормы. Официально первая в мире СРО была зарегистрирована в 1792 году в Нью-Йорке, когда брокеры фондовой биржи объединились, чтобы вместе создать конструктивные отношения на рынке ценных бумаг.

В России в качестве примера первых СРО можно назвать коллегии адвокатов и объединение биржевого сообщества Московской биржи в комитет, который должен был защищать интересы участников в отношениях с обществом и государством. Произошло это во второй половине XIX века.

История российских СРО современности началась с Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который способствовал созданию профессиональных объединений и групп предпринимателей. Закон собственно о саморегулируемых организациях был внесён в Госдуму РФ ещё в 2003 году, но утверждён и принят только 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ.

В июле 2008 года в стране зарегистрирована первая саморегулируемая организация в сфере ЖКХ – в неё объединились управляющие недвижимостью Удмуртии. Через полтора года счёт СРО в области жилищно-коммунального хозяйства пошёл уже на десятки, и по инициативе 18 из них было создано Национальное объединение СРО (НОСО УН).РосКвартал ищет стартапы в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Деятельность современных СРО регулируется № 315-ФЗ

Понятие СРО закреплено в ч. 1 ст. 3 № 315-ФЗ – это некоммерческая организация, которая объединяет предпринимателей одной отрасли производства товаров/работ/услуг, одного рынка товаров/работ/услуг или субъектов профессиональной деятельности одного вида.

Вступая в СРО, каждый член такого некоммерческого объединения берёт на себя обязанности выполнять утверждённые в организации стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 4 № 315-ФЗ).

То есть саморегулируемая организация разрабатывает в соответствии с требованием федерального законодательства и других НПА критерии, которым в своей работе должны следовать все ёё члены. Также в СРО могут быть установлены и дополнительные требования к участникам объединения (ч. 3 ст. 4 № 315-ФЗ).

Для контроля за тем, чтобы участники СРО выполняли установленные требования, в организации создаются специальные органы, которые следят за этим и рассматривают дела в отношении тех, кто нарушает установленные правила работы, определяют наказание (ч. 4 ст. 3 № 315-ФЗ).

По сути это и есть саморегуляция: члены объединения устанавливают критерии своей работы в определённой сфере, основанные на нормах законодательства, и сами следят за тем, чтобы члены СРО их выполняли.Скрытые возможности для управляющих организаций: ищем точки роста

Сро является некоммерческим объединением компаний или отдельных специалистов

Из определения саморегулируемой организации вытекает, что в них объединяются лица и компании, которые занимаются предпринимательской деятельностью в одной сфере, оказывают услуги или производят товары в одной отрасли.

Органами управления любой СРО являются общее собрание его членов, коллегиальный орган управления и исполнительный орган (ч. 1 ст. 15 № 315-ФЗ). Такая организация не может вести предпринимательскую деятельность сама и через учреждённые ею общества, реализовывать товары/услуги своих членов (ст. 14 № 315-ФЗ).

Данные обо всех созданных саморегулируемых организациях в России вносятся в соответствующий реестр, который является открытым и общедоступным (ч. 6 ст. 20 № 315-ФЗ).

В ч. 3 ст. 3 № 315-ФЗ указаны три требования к некоммерческой организации, которые должны быть выполнены, чтобы такая организация была признана СРО:

  1. В неё входят 25 и более субъектов предпринимательской деятельности (юрлиц) или 100 и более субъектов профессиональной деятельности (физлиц) одной отрасли/сферы.
  2. В организации приняты стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, которые обязательны для всех её членов.
  3. В объединении обеспечена дополнительная имущественная ответственность каждого его члена перед потребителями/клиентами: за счёт страхования или формирования компенсационного фонда (ч. 12 ст.

    13 № 315-ФЗ).

Компенсационный фонд формируется за счёт разового взноса вступающих в СРО организации или физлица (ч. 2 ст. 13 № 315-ФЗ). Воспользоваться средствами такого фонда возможно только в интересах клиентов УО – членов объединения, например, собственников жилья, если речь идёт о СРО управляющих организаций.

Выплаты из компенсационного фонда СРО производятся только для обеспечения имущественной ответственности её членов: в случае банкротства одной из компаний или ЧС (взрыв газа в доме, затопление и другое).

Членство УО в СРО положительно сказывается на их работе и репутации

Членство в СРО в разных сферах может быть обязательным и добровольным. Для управляющих многоквартирными домами организаций вступление в саморегулируемые организации происходит на добровольной основе.

В 2012 году Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект, который бы обязывал управляющие организации входить в СРО. Но рассмотрение документа долго откладывалось, пока в 2021 году он ни был отклонён во втором чтении и снят с рассмотрения.

Несмотря на это, сегодня в России работает не один десяток СРО управляющих компаний, объединяющих сотни УО.

Причины, по которым УО вступают в саморегулируемые организации, у каждой свои, среди них:

  • СРО помогает своим членам защищать права и интересы;
  • в организации установлены принципы взаимопомощи членов друг друга;
  • СРО даёт управляющей организации возможность повысить квалификацию и качество работы;
  • членство в СРО улучшает репутацию компании.

Основная цель работы СРО в ЖКХ – ответственность всех членов объединения за деятельность каждого из них. Внутри организации ведётся жёсткий контроль за качеством работы по управлению многоквартирными домами вступивших в него УО.

Для этого СРО проводит плановые и внеплановые проверки деятельности своих членов и при выявленных нарушениях рассматривает дела о применении мер дисциплинарного воздействия (ст. ст. 9, 10 № 315-ФЗ).

Жителям многоквартирных домов, которые находятся в управлении у УО – члена СРО, это только на пользу, ведь саморегулируемое объединение, согласно ч. 1 ст.

6 № 315-ФЗ:

  • контролирует, чтобы УО соблюдали правила обслуживания, стандарты и требования, принятые в СРО и составленные на основании требований законодательства;
  • внедряет общие стандарты качества обслуживания и выполнения работ, в том числе по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД;
  • пресекает злоупотребления, повышает уровень ответственности каждой компании-члена, ведь за нарушения следует дисциплинарное наказание, чаще всего в виде штрафа;
  • предоставляет гарантии жителям многоквартирных домов и компенсирует ущерб, нанесённый им членом СРО из компенсационного фонда (ч. 12 ст. 13 № 315-ФЗ);
  • рассматривает жалобы на действия своих членов.

Жулики в ЖКХ: как УО распознать псевдо-официальный запрос

Современные СРО стремятся улучшить работу ЖКХ и строят конструктивные отношения с властью

Расскажем об одной из саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ. СРО «Гарант», образованное в Архангельской области более 10 лет назад, стала второй саморегулируемой организацией в России.

Сегодня в СРО входит 27 управляющих компаний. За всё время работы СРО ни одна из компаний–членов СРО не потеряла лицензию и не стала банкротом. Объединение разрабатывает и внедряет стандарты работы в сфере управления жилым фондом, выстраивает конструктивные отношения с региональной и муниципальной властью.

СРО «Гарант» входит в Национальное объединение СРО и активно участвует в его работе: продвигает инициативы, регулирующие сферу управления недвижимостью на местном и федеральном уровнях.

Интересен опыт СРО «Гарант» по контролю за работой своих членов в сфере управления многоквартирными домами. Соответствующий комитет был создан в структуре СРО почти сразу после его создания.

Его приоритетная задача – отстаивать законные права собственников на комфортное и безопасное проживание в доме. Такой контроль позволил значительно повысить качество обслуживания многоквартирных домов, которые находятся в управлении у компаний, входящих в СРО.

Сро является для уо важным шагом на пути к повышению качества работы

Вступление управляющей организации в СРО – важный шаг на пути совершенствования своей работы по управлению многоквартирными домами, улучшения качества предоставления услуг жителям МКД, повышению квалификации сотрудников и лояльности клиентов.

Членство в СРО – это защита и помощь других управляющих организаций, входящих в объединение. Но это ещё и ответственность как за свою работу, так и за работу других участников саморегулируемой организации.

В следующих статьях по теме работы СРО мы подробнее расскажем о том, кто и как создаёт СРО, как проводятся проверки, а также привёдем примеры положительных практик из деятельности СРО «Гарант» и других саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/10604-chto-takoe-sro-i-zachem-upravlyayuschey-organizacii-vstupat-v-neye

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Организации жилищно коммунального хозяйства это

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

3. Проблемы ЖКХ в России

4. Проблемы предприятий ЖКХ

5. Реформы ЖКХ в России

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно – коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный.

При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг.

Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно – правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно – коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 – Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов.

Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения.

Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к.

по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

– целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

– продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

– переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами 

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ.

Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов.

По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли.

Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2021 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2021 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2021 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2021 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Внутренний контроль на предприятиях ЖКХ

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

– противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

– присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

– расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

– иные преступления.

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом.

Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг.

Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Источник: https://abium24.ru/zhkkh-kak-otrasl-kharakteristika-i-problemy

Состав жилищно-коммунального комплекса: проблемы и перспективы

Организации жилищно коммунального хозяйства это

Понятие и состав ЖКХ в России

Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйств, а в частности в области капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов находится на глубокой стадии реформирования и требует совершенствования, в том числе на уровне региональных органов власти.

Что такое жилищно-коммунальное хозяйство?

Жилищно коммунальное хозяйство – отрасль, которая касается каждого, но удовлетворенных ее работой мало и среди потребителей, и среди профессионалов.

Сдержать рост цен и улучшить работу отрасли Правительство пытается главным образом за  счет административного регулирования.

Однако большинство экспертов уверено: ресурс повышения эффективности отрасли – в масштабной модернизации жилищной и коммунальной инфраструктуры, внедрении энергоэффективных технологий, современных материалов, повсеместного учета и контроля.

Качественная работа ЖКХ, эффективная реализация национальных проектов невозможна без совместной и  конструктивной работы общественников и профессионалов. И сеть общественного контроля в сфере ЖКХ всегда была и остается надежным партнером всех, кто заинтересован в улучшении работы отрасли, в  улучшении качества жизни людей.

Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) — одна из социально значимых отраслей национального хозяйства страны, основной целью которой является удовлетворение потребностей населения в услугах, обеспечивающих комфортные условия их жизни.

Состав жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России — это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.

Выделяют следующие отраслижилищно-коммунального комплекса:

1. Жилищное хозяйство. В него входят жилые и нежилые здания, а также организации, обслуживающие их (осуществляющие эксплуатацию, проводящие строительные и ремонтные работы и др.). К жилищному хозяйству относят жилье, строения нежилого характера, здания общественных организаций и социальных контор, компании, обслуживающие и эксплуатирующие их.

Все жилые помещениясоставляют городской жилищный фонд. При этом не имеет значения формасобственности на них.

Это могут быть МКД, частные дома, здания спецназначения(общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для разных категорий граждан),квартиры и другие помещения, предназначенные для проживания людей.

Так какблагосостояние граждан улучшается, они становятся более требовательными кусловиям своего проживания и общему состоянию дома. Этим обусловлено изменениеструктуры городского жилищного фонда.

2. Инженерное обеспечение поселений. Инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса включает в себя снабжение граждан коммунальными ресурсами (горячей и холодной водой, теплом, газом, электричеством). Эта составляющая жилищно-коммунального комплекса наиболее сложная.

Инженерное хозяйство должно быть организовано на очень высоком уровне, чтобы была возможность бесперебойно снабжать население водой, теплом, электрической энергией и газом. Для этого требуется своевременное проведение ремонта инженерных коммуникаций (в том числе и профилактического), работ по очистке, обеспечение эффективного функционирования аварийных служб.

В нашей стране во многих регионах является проблемой подготовить инженерные сети к холодному времени года.

Водоснабжение иводоотведение. Вода (питьевая, предназначенная для использования вхозяйственных целях и на производстве) должна соответствовать определеннымтребованиям. При наличии в населенном пункте лишь одной системы подачи воды онадолжна по всем показателям соответствовать питьевой.

В зависимости от профилядеятельности и мощности предприятий рассчитывается их потребность в воде.Снабжение водой может осуществляться из открытых или подземных источников.

Водозаборное хозяйство включает: сооружения, осуществляющие забор воды, системыее очистки и подготовки, насосные станции и трубопроводы, по которым водадоставляется населению.

Теплоснабжение. Задачасистемы — обеспечивать граждан горячей водой и отапливать помещения в зимнийпериод. Потребление горячей воды характеризуется большей равномерностью, нежелипотребление тепла, так как летом в отоплении нет необходимости. Как долгодлится отопительный сезон, зависит от того, в каком климатическом поясенаходится населенный пункт.

Элементы системытеплоснабжения: прямые и обратные тепловые сети, насосные станции (необходимыедля прокачивания), распределители тепла.

Газоснабжение. Системыбытового снабжения газом есть практически везде. Подача газа можетосуществляться по трубам от основных магистралей. Кроме того, можетпоставляться сжиженный газ в газораздаточные станции, расположенные вкварталах. Жители частных домов пользуются газом в баллонах.

Электроснабжение. Дляснабжения городов электричеством используются централизованные региональные имежрегиональные энергосистемы.

Вырабатывается электрическая энергия натепловых, гидравлических и атомных электростанциях, которые могут располагатьсяв любом месте.

Система снабжения электроэнергией состоит из электрических сетей(магистральных и внутриквартальных), трансформаторов, распределительных пунктови других сооружений.

3. Общегородское коммунальное хозяйство. К нему относятся системы благоустройства и содержания городских территорий (дорожно-строительное управление, освещение улиц, проведение санитарных мероприятий, сбор, вывоз и переработка ТБО, озеленение города), а также бани, прачечные, гостиницы, ритуальные компании и др.

Производственная спецификадеятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельностимуниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения впредоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качествауслуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получениеприбыли;

— продукция предприятийЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в формеуслуги. Например, услуги энергоснабжения заключаются в передаче энергии дляцелей энергообеспечения;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Инфраструктуражилищно-коммунального комплекса и жилищный фонд находятся под управлениеморганов государственной власти. В регионах РФ создаются департаменты, комитетыи министерства ЖКХ, которые входят в структуру управления ЖКК.

Они составляютсобственные нормативные документы, регламентирующие проводимые преобразования,при этом за основу берется нормативная база, разработанная на федеральномуровне. Принимаемые на региональном уровне решения по управлению коммунальнойсферой носят рекомендательный характер для муниципальных органов власти.

Вместес тем в регионах осуществляют деятельность предприятия, являющиесягосударственными и обслуживающие ЖКХ муниципалитетов.

В Российской Федерации осуществляют свою деятельность 16 499 управляющих компаний и 32 337 товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих 722 792 многоквартирными домами общей площадью 2 530 905 583 кв. м., а также более 9 700 ресурсоснабжающих организаций.

Началом реформирования российского ЖКК принято считать Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Начиная с 1992г. Правительством Российской Федерации принято более 230 законодательных и нормативных правовых актов, обеспечивающих права собственности в жилищной сфере и строительстве ЖКХ.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 г определено снижение энергоёмкости ВВП к 2021 г., не менее чем на 40% по сравнению с уровнем 2007 г. Согласно Энергетической стратегии России, до 2030 г. планируется более чем в 2 раза  сокращение удельной энергоёмкости ВВП.

Удельной энергоёмкости ВВП – более чем в 2 раза, удельной энергоёмкости ВВП – не менее чем в 1,6 раза.

Источник: https://schetuchet.ru/sostav-zhilishhno-kommunalnogo-kompleksa-problemy-i-perspektivy/

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) — понятия по законодательству

Организации жилищно коммунального хозяйства это

Количество упоминаний в СМИ сферы ЖКХ растет с каждым днем, равно как и растет количество потребителей таких услуг. На всю очевидность содержания таких услуг — вопросы «что такое ЖКХ, ЖКУ?», «понятие ЖКХ по действующему законодательству» и другие, остаются открытыми и дискуссионными.

В англоязычных странах для обозначения сферы ЖКХ используется термин «public utility» (Скрипник, О.Б. Теория, практика и перспективы развития коммерческой концессии в ЖКХ : монография )

Понятие ЖКХ согласно действующему законодательству

На законодательном уровне отсутствует понятие ЖКХ.

В Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2021 года понятие ЖКХ раскрывается путем указания направления деятельности сферы ЖКХ. В частности, к сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:

  • осуществление деятельности, направленной на улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде, включающей в себя управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизацию лифтового оборудования, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
  • осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования), включающих в себя холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами;
  • ведение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя такие сферы, как социальная политика, кадровая политика, а также общественный контроль.

Существует мнение, что ЖКХ представляет собой совокупность служб, организаций, технических средств по обслуживанию населения (например, водоснабжение, энергоснабжение, теплоснабжение, эксплуатация жилищного фонда и др.)

Скрипник, О.Б. Специфика создания товарного знака и бренда ЖКХ в России : монография

При большом количестве определений ЖКХ, отметим, что в основе большинства определений лежит единая цель деятельности и функционирования отрасли ЖКХ и её субъектов.

ЖКХ представляет собой отрасль экономики, цель которой — обеспечение эксплуатации жилых зданий (многоквартирных домов, общежитий), создание безопасных условий проживания населения в жилищном фонде, обеспечение коммунальными услугами население.

Одним из результатов функционирования деятельности ЖКХ является оказанная жилищно-коммунальная услуга.

Точное количество ЖКУ нельзя определить, поскольку “органы Росстата, публикуя информацию по ЖКХ, выделяют лишь две составляющие ЖКУ: услуги жилищного хозяйства и услуги коммунального хозяйства, не детализируя при этом, из чего они складываются. Соответственно, подсчет оказанных жилищно-коммунальных услуг осуществляется только на основе обобщенного суммирования жилищных и коммунальных услуг” (Иванов, А.Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ).

Определение ЖКУ по ГОСТ

Ранее, определение ЖКУ содержалось в ГОСТ Р 51617-2000, согласно которому ЖКУ представляют собой действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. Но данный ГОСТ утратил свою силу и уже не действует. Взамен данного документа был введен новый ГОСТ, но он уже не содержит определения ЖКУ.

ЖКУ не представляет собой единую услугу в чистом виде, а являются комплексом как услуг, так и работ. Однако, как правило, для удобства весь комплекс работ и услуг принято обозначать ЖКУ.

Виды ЖКУ согласно законодательству

Жилищные услуги содержатся в ст. 154 ЖК РФ и включают в себя услуги услуги и работы по управлению многоквартирными домами, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В жилищные услуги также включены и так называемые “общедомовые нужды”, которые на законодательном уровне представляют собой, потребляемые коммунальные услуги (ресурсы), потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В состав жилищных услуг входит и капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Перечень коммунальных услуг содержится в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, к которым относятся холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными услугами.

Коммунальные услуги подлежат государственному регулированию — тарифы на коммунальные услуги устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Самым распространенным методом установления тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат), который состоит в определении тарифов в расчете от плановой необходимой валовой выручки регулируемой организации на очередной год

Источник: https://burnyashev.ru/zhkh-zhku-ponyatiya/

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: