Плата за изменение ври в московской области

Содержание
  1. Плата за изменение ВРИ земельного участка – только для Москвы и Московской области
  2. Условия проведения платежей за изменение ВРИ земельного участка
  3. Алгоритм действий по изменению ВРИ участка в Москве и Московской области
  4. Изменение ВРИ в Московской области и Москве: ключевые аспекты и стоимость услуг
  5. Порядок изменения вида разрешенного использования участка
  6. Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка в Москве
  7. Расчёт стоимости изменения вида разрешённого использования земельного участка для строительства частных домов и коммерческих объектов
  8. Когда понадобится изменение ВРИ
  9. Как изменить ВРИ
  10. Изменение ВРИ земельного участка в Московской области
  11. Изменение вида разрешенного использования
  12. Изменение ВРИ
  13. Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и области. – Алмаз Кучембаев
  14. 1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования 
  15. 2. Законна плата за изменение вида разрешенного использования в Москве и области? 
  16. 3. Судебная практика  по взысканию платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 

Плата за изменение ВРИ земельного участка – только для Москвы и Московской области

Плата за изменение ври в московской области

Изменение вида разрешённого использования земельных участков практически во всех регионах России – процедура бесплатная. В Москве и Московской области подход к этому вопросу несколько иной.

Постановлением Правительства Москвы №69-ПП от 24 февраля 2015 года и Постановлением Правительства Московской области №1165/52 от 30 декабря 2014 года определено, что изменение видов разрешённого использования в целях строительства или реконструкции ОКС происходит за плату, пополняющую бюджеты Москвы и Московской области. Средства направляются на развитие инфраструктуры территорий.

Плата за изменение ВРИ касается только тех участков, что находятся в собственности физических или юридических лиц.

Плата не взимается, если участки находятся в государственной или муниципальной собственности.

 Платность процедуры распространяется на ситуации, связанные с жилищным строительством, а выбор нового ВРИ делается в соответствии с Классификатором ВРИ, введённым Приказом Минэкономразвития в 2021 году.

В Москве и в Московской области для расчёта платы за изменение ВРИ земельного участка применяются формулы, учитывающие соотношение кадастровых стоимостей земельного участка – будущей (новой), которой станет обладать участок после изменения его ВРИ, и существующей (старой), определяемой на дату подачи заявления об изменении ВРИ:

  • для расчётов платы за изменение ВРИ земельных участков в Москве:

Р = СМ х (K2 – K1)

  • для расчёта платы за изменение ВРИ земельных участков в Московской области:

P = СМО х [(K2 – K1) + D]

P = ([(K2 – K1) + D] / SЗУ) х SЗСТР х КЭ – формула применяется при наличии утвержденного или согласованного проекта планировки территории (ППТ), проекта межевания территории (ПМ) и градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ),

где

  • Р – размер платы за изменение ВРИ земельного участка
  • К1 – кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении ВРИ земельного участка “старая” кадастровая стоимость)
  • K2 – кадастровая стоимость земельного участка с изменённым ВРИ земельного участка (“новая” кадастровая стоимость)
  • С – ставка
  • D = (K2 – K1) – дельта (разница) между новой и старой кадастровыми стоимостями земельного участка (исчисляется отдельно по каждому случаю изменения ВРИ земельного участка, так как «старая» стоимость устанавливается на дату обращения с заявлением об изменении ВРИ)
  • SЗУ – площадь земельного участка
  • SЗСТР  – разрешённая площадь застройки земельного участка
  • КЭ  – коэффициент этажности зданий на участке.

Введение дельты D = (K2 – K1) в расчёт платы за изменение ВРИ земельного участка в Московской области позволяет привести расчётные формулы к более простому виду:

Р = 2 х СМО х (K2 – K1)

P = ([(K2 – K1) + D / SЗУ) х SЗСТР х КЭ=[2 (K2 – K1) SЗСТР х КЭ] / SЗУ

Основное различие приведенных выше формул, применяемых в Москве и Московской области, заключено в используемых в них коэффициентов С (ставок), установленных разным порядком для выбираемых ВРИ в Москве (СМ) и в Московской области (СМО):

  • в Москве – на основе показателя плотности застройки земельного участка, указанном в утверждённом градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)
  • в Московской области – на основе показателя разрешённой застройки земельного участка, устанавливаемой в соответствии с ПЗЗ и градостроительным регламентом территориальной зоны.

Пояснения:

  • Коэффициент плотности застройки

Это расчётная величина. 

Вычисляется как отношение предельной площади объектов капитального строительства к общей площади земельного участка, указанным в утверждённом градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ).

  • Разрешённая площадь застройки SЗСТР

SЗСТР – расчётный параметр

Регламентирует максимально допустимый процент застройки в пределах одного земельного участка и вычисляется как отношение всей площади застройки, в которую включаются абсолютно все планируемые строения, к площади всего земельного участка в целом

Разрешённая площадь застройки SЗСТР указывается в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ)

КЭ учитывает допустимую этажность зданий, расположенных в границах земельного участка.

Если на земельном участке будет вестись строительство (реконструкция) зданий переменной этажности, коэффициент этажности КЭ принимается равным максимальному значению, соответствующего наибольшей этажности здания.

Этажность здания зависит от его назначения, экономических соображений, градостроительных требований, природных условий – определяется количеством наземных этажей, в том числе мансардных.

Цокольный этаж входит в расчёт этажности, если верх его перекрытия возвышается над уровнем тротуара не менее чем на 2 м.

Условия проведения платежей за изменение ВРИ земельного участка

Плата за изменение ВРИ должна быть проведена в течение 30 дней после внесения изменений в ГКН. До этого, в течение 45 дней, выполняется расчёт новой кадастровой стоимости и постановка на кадастровый учёт произведённых изменений.

О необходимости внесения платы собственник участка оповещается через уведомление, в котором указана сумма платежа.

Собственник земельного участка может получить беспроцентную рассрочку по внесению платы за изменение ВРИ земельного участка на срок, не превышающий срок строительства и/или реконструкции объекта капитального строительства, для чего он должен подать соответствующее заявление.

Периоды рассрочки зависят от размера платы, установленной при расчёте:

  • 1 год – при размере платы, не превышающей 100 млн. руб.
  • 3 года – при размере платы в пределах от 100 – 500 млн. руб.
  • 6 лет – при размере платы свыше 500 млн. руб.

Платежи должны вноситься ежеквартально равными долями, но в случае образования задолженности в сумме, подлежащей уплате за 2 последовательных этапа оплаты, решение об изменении ВРИ аннулируется и участку возвращается прежний ВРИ.

Отмена решения об изменении ВРИ и установление прежнего ВРИ земельного участка произойдёт:

  • в случае невыполнения платежей:
    • при невнесении платы не исключается судебный порядок её взимания
    • следствием судебного разбирательства может стать решение ДГИГМ о снятии уже произведённых изменений с кадастрового учёта и возвращение участку прежнего ВРИ
  • при отказе заявителя от платы:
    • отказ  должен быть официальным (по заявлению)

Претендовать на рассрочку по оплате аренды за первый год срока аренды земельного участка после изменения его ВРИ в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 69-ПП могут и арендаторы земельных участков.

Постановлением Правительства Московской области №1165/52 от 30.12.14, кроме введения платы за изменение ВРИ земельного участка, установлены:

  • перечень объектов, имеющих важное социально-экономическое значение, при строительстве которых плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается
  • перечень муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение ВРИ земельного участка не взимается
  • освобождение от платы за изменение ВРИ, если на участках возведены индивидуальные жилые дома, право собственности на которые возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ
  • освобождение от платы за изменение ВРИ, если на землю был наложен и своевременно не снят запрет на строительство иди реконструкцию

По информации на сайте Министерства имущественных отношений Московской области, в случае, когда при изменении ВРИ старая кадастровая стоимость превышает новую, то размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается в размере 10 %  от новой кадастровой стоимости участка.

Алгоритм действий по изменению ВРИ участка в Москве и Московской области

  • Подача заявления собственника ЗУ в ДГИГМ с указанием кадастрового номера надела
  • Решение об изменении ВРИ принимается ДГИГМ на основании ГПЗУ
  • Внесение изменений в сведения ГКН ( 45 рабочих дней)
  • Расчёт размера платы за изменение ВРИ земельного участка и направление соответствующего уведомления заявителю
  • Внесение заявителем платы за изменение ВРИ в течение 30 дней со дня получения уведомления, по результатам которого:меняется ВРИ ЗУ, осуществляется постановка изменений на кадастровый учёт (изменение на ВРИ, установленный на день подачи заявления)

Алгоритм действий по изменению ВРИ земельного участка в Московской области аналогичный, только заявление подаётся в Минмосимущество.

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_12505.htm

Изменение ВРИ в Московской области и Москве: ключевые аспекты и стоимость услуг

Плата за изменение ври в московской области

Вид разрешенного использования (ВРИ) — ключевая характеристика земельного участка, поскольку именно от нее зависит, как можно будет использовать землю и какие строения на ней возводить.

ВРИ каждой территориальной зоны прописаны в градостроительном регламенте. Действующим законодательством предусмотрены административные штрафы за нецелевое использование земли (ст. 85 ЗК РФ, ст. 9, 36 ГрК РФ, ч.

1 ст. 8.8 КоАП РФ).

Нужно отметить, что изменение ВРИ в Московской области, Москве и других городах РФ возможно не для всех категорий земель. Так, градостроительный регламент утверждается только в отношении земель населенных пунктов и земель сельхозназначения. Согласно п. 6 ст.

36  ГрК РФ «градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития», поэтому чтобы сменить для них виды разрешенного использования, их сначала нужно перевести в другую категорию.

Порядок изменения вида разрешенного использования участка

У земель, которые включены в градостроительный регламент, может быть три категории видов разрешенного использования — основные, вспомогательные и условно разрешенные. Основные устанавливаются для территориальной зоны в зависимости от ее назначения.

Чтобы сменить один из основных ВРИ на другой, необходимо подать заявление в органы местного самоуправления. Нет необходимости проводить слушания или получать разрешения.

 В Москве за процедуру изменения ВРИ отвечает Департамент городского имущества, а изменение ВРИ в Московской области осуществляется местными администрациями.

Достаточно просто и получить вспомогательные ВРИ. Правообладатель вправе выбрать их самостоятельно, однако есть одно «но»: такие виды разрешенного использования могут быть только дополнением к основным.

Например, нельзя разместить на участке только объекты, разрешенные согласно вспомогательным ВРИ, — лишь совместно с объектами, соответствующими основным или условно разрешенным ВРИ.

В правилах землепользования и застройки, как правило, прописаны ограничения по использованию участка в соответствии с вспомогательными видами разрешенного использования — например, застройка не более 30% от площади ЗУ.

Условно разрешенные виды использования владелец участка не может выбрать самостоятельно. Для того, чтобы получить разрешение, необходимо пройти процедуру согласования (ст.39 ГрК РФ):

  • владелец участка подает заявление на предоставление условно-разрешенного ВРИ в комиссию, занимающуюся вопросами землепользования и застройки;
  • в определенный день назначаются слушания согласно порядку, установленному муниципальным образованием, на которое приглашаются все заинтересованные стороны;
  • на основании заключения, составленного по итогам слушаний, а также рекомендаций комиссии глава администрации принимает решение о возможности или невозможности предоставления разрешения на дополнительные ВРИ;
  • за изменение вида разрешенного использования оплата вносится в течение 30 дней после получения уведомления заявителем, изменения вносятся в ГКН.

Нужно сказать, что условно разрешенные виды использования чаще всего дают владельцу меньше прав, чем основные.

Стоимость изменения вида разрешенного использования земельного участка в Москве

Плата за изменение вида разрешенного использования участка в Москве зависит от нескольких факторов:

  • показатель плотности застройки земельного участка;
  • старая кадастровая стоимость (до изменения ВРИ);
  • новая кадастровая стоимость (после изменения ВРИ).

Закономерность следующая: чем более плотная застройка и сильнее различие между новой и старой кадастровой стоимостью, тем выше на изменение вида разрешенного использования цена. Отметим, что плата за смену ВРИ не берется, если:

  • текущая кадастровая стоимость больше измененной,
  • на землю был наложен запрет на строительство и не снят в установленном порядке;
  • планируется строительство культурных, социально значимых, промышленно-производственных и других объектов, утвержденных Правительством Москвы;
  • в некоторых других случаях, предусмотренных Федеральными законами.

Если вы не хотите самостоятельно заниматься изменением вида разрешенного использования, обращайтесь за квалифицированной юридической помощью к специалистам RFI consult. У нас огромный опыт решения сложных вопросов в сфере недвижимости и защиты прав землепользователей.

Для нас изменение кадастровой стоимости и вида разрешенного использования — профильные услуги, поэтому мы досконально знаем все законы, имеем налаженные контакты с представителями администрации и готовы гарантировать положительный результат.

Наши эксперты возьмут на себя подготовку документов, их подачу в соответствующие органы, будут отстаивать ваши интересы на публичных слушаниях, при необходимости оспорят отказ в изменении ВРИ в суде. Ваши интересы будут защищать юристы с опытом работы не менее 5 лет.

Убедитесь в высокой квалификации сотрудников RFI consult — получите бесплатную консультацию!  

Источник: http://uzakonimvse.com/stati/izmenenie-vri-v-moskovskoj-oblasti-i-moskve/

Расчёт стоимости изменения вида разрешённого использования земельного участка для строительства частных домов и коммерческих объектов

Плата за изменение ври в московской области

Одна из причин отказа в получении разрешения на строительство — несоответствующий вид разрешённого использования земельного участка. Выходом из этой ситуации станет изменение основного или вспомогательного ВРИ участка. СМИ распространяют информацию о том, что эта услуга предоставляется бесплатно.

Однако, юристы ГКИ Недкадастр столкнулись с ситуацией, когда через год после изменения ВРИ, собственник получил уведомление от Министерства имущественных отношений Московской области с требованием в течение месяца оплатить предоставленную услугу.

Законность требования об оплате подтверждает Постановление Правительства Московской области от 31 декабря 2013 года «Об утверждении порядка определения платы за изменения ВРИ участка, который находится в собственности физических или юридических лиц». Документ регулирует правила смены ВРИ, если собственник планирует строительство на этой земле. Также в документе разъясняется единый порядок расчёта суммы оплаты при смене ВРИ, который выглядит так:

Рп = С × (КС2 — КС1),

Рп обозначает размер платы при смене ВРИ, С — процентная ставка, её устанавливает Правительство Подмосковья; КС 1 — кадастровая стоимость участка со старым ВРИ; КС 2 — кадастровая стоимость земли после внесения изменений.

Согласно формуле примерная сумма за смену ВРИ с «для малоэтажного жилищного строительства» на ВРИ «для ИЖС» составит 91 тысячу рублей, а с «для ведения огородничества» на «для ИЖС» 54 тысячи рублей.

Когда понадобится изменение ВРИ

Для чего был придуман Многофункциональный центр «Мои документы» и какие операции он выполняет: МФЦ изначально — это посредник между собственником и государственными…

# Кадастровый инженер

Около 10 % собственников земли Подмосковья не могут ничего построить на своём участке, так как вид разрешённого использования «для ведения огородничества» не допускает строительства ни садового, ни жилого дома.

Такая ситуация сложилась из-за того, что до 2015 года проще было выкупить участок у администрации под огород. Такой участок стоил дешевле, чем участок для строительства жилого дома, и пакет документов для оформления был меньше.

Однако, купив такой участок, многие собственники не оставили мысль начать строительство. Такая возможность есть, но только после изменения ВРИ. Воспользоваться такой услугой можно не только для возведения жилого дома.

Поменять можно ВРИ участка, предназначенного для ИЖС, на вид разрешённого использования, допускающий строительство магазина или иной коммерческой недвижимости.

Это даст право собственнику на законное занятие предпринимательством на этом участке.

Как изменить ВРИ

Чтобы начать процесс изменения ВРИ, необходимо удостовериться, что для этого района разработаны Правила застройки и землепользования. Если ПЗЗ утверждены, следует определить, к какой территориальной зоне относится этот участок.

Зоны разрабатываются для рационального использования земли и делятся на жилые, производственные, общественно-деловые, спецназначения и другие.

При попадании участка в зону, подходящую для возведения жилых домов, например, в зону Ж-2, изменить ВРИ с огородничества на ИЖС будет возможно.

Помимо попадания участка в зону, которая предусматривает нужный ВРИ, для смены вида разрешённого использования следует соблюсти ещё ряд условий:

  • провести межевание;
  • зарегистрировать права собственности на участок;
  • площадь участка должна соответствовать нормам, разработанным для этой зоны;
  • при наличии построенного здания должны быть соблюдены отступы;
  • должен быть соблюдён процент застройки, то есть площадь, занятая под здание, не должна превышать допустимый процент от площади участка.

Для изменения ВРИ заявление подаётся в ЕГРН. Сотрудники Росреестра рассматривают его 7 рабочих дней, после этого в случае положительного решения выдают выписку с изменённым ВРИ.

Однако, на практике процедура занимает около месяца, так как часто требуется подготовить ещё техническую документацию. Например, не получится поменять ВРИ, если не утверждены Правила застройки и землепользования.

Придётся сначала разработать и утвердить ПЗЗ. Или провести межевание, если собственник раньше не уточнял границы.

Также, принимая решение об изменения вида разрешённого использования, собственнику следует учесть, что после смены ВРИ изменится кадастровая стоимость земли. А её изменение приведёт к увеличению или уменьшению налога.

Кадастровые инженеры ГКИ Недкадастр бесплатно консультируют по вопросам принадлежности участка к конкретной зоне, объясняют, где можно строить жилой дом или коммерческую недвижимость, а также, какие допускаются параметры будущего дома.

При невозможности строительства мы меняем основной или вспомогательный ВРИ земельного участка, а также вносим изменения в ПЗЗ.

Помимо этого, мы проводим сопутствующие процедуры: межевание, постановку на кадастровый учёт и регистрацию права собственности.

Источник: https://gkai.ru/news/za-smenu-vida-razreshyonnogo-ispolzovaniia-uchastka-vzimaetsia-plata.html

Изменение ВРИ земельного участка в Московской области

Плата за изменение ври в московской области

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение земельных правоотношений. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с внесением платы за изменение ВРИ в Московской области, в том числе:

  • юридические консультации о порядке внесения и расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области;
  • экспертиза правомерности расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка;
  • выявление правовых механизмов уменьшения размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в случаях, когда это возможно;
  • представление интересов землепользователя по вопросам изменения вида разрешённого использования в исполнительных органах власти и суде.

Изменение вида разрешенного использования

В соответствии с законодательством Московской области изменение вида разрешенного использования земельного участка в Московской области их собственниками может осуществляться как за плату, так и без внесения платы.

Законом установлены следующие случаи, когда для изменения вида разрешенного использования участка необходимо внесение соответствующей платы:

1) земельный участок включается в границы населенного пункта либо исключается из них, и при этом участку устанавливается вид использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

2) земельному участку устанавливается вид разрешенного использования, предусматривающий строительство и/или реконструкцию капитального объекта;

3) уполномоченным публичным органом выдается разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, который предусматривает строительство и/или реконструкцию капитального объекта.

Таким образом, законодательство Московской области установило необходимость внесения платы за любое изменение собственником земельного участка вида разрешенного использования на вид, предусматривающий возможность капитального строительства и/или реконструкции существующих капитальных объектов.

Формулировка закона охватывает как случаи изменения вида использования участка в связи с переводом участка в/из категории земель населенных пунктов, так и случаи изменения вида использования в рамках основных и условно разрешенных видов использования.

При этом областной закон предполагает, что для любого изменения вида использования участка (в том числе, в рамках установленных правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования) необходимо принятие органом местного самоуправления соответствующего распорядительного акта.

Это прямо противоречит федеральному законодательству, которое закрепляет право собственника земельного участка без каких-либо разрешений и согласований самостоятельно выбирать вид разрешённого использования своего участка из предусмотренных ПЗЗ основных и вспомогательных видов.

Тем не менее, данная норма областного закона не отменена и является действующей.

Формула расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка зависит от того, имеется ли в отношении участка утвержденный проект планировки.

Если проекта планировки нет, то плата взимается как определенный законом процент с разницы между кадастровой стоимостью после изменения вида разрешенного использования и до его изменения.

 На размер платы влияет также то, какой вид избирает правообладатель в качестве искомого – данная информация определяет размер расчётного коэффициента, размер которого варьируется от 10 процентов (для земель под личное подсобное хозяйство) до 50 процентов (для многоквартирных жилых домов и иной многоэтажной застройки).

При этом для нежилой застройки коэффициент не установлен, из чего следует вывод, что за изменение вида разрешенного использования, предусматривающего нежилое строительство, плата не взимается.

Изменение ВРИ

Если в отношении участка имеется проект планировки, размер платы за изменение ВРИ участка рассчитывается исходя из сложной формулы, принимающей во внимание дельту между кадастровой стоимостью участка до и после изменения ВРИ, а также плотность и этажность предполагаемой на участке застройки.

Законодательство Московской области предполагает два случая освобождения от обязанности вносить плату за изменение вида использования земельного участка:

  • если участок находится в населенном пункте, на территории которого плата за изменение ВРИ не применяется (перечень таких населённых пунктов утверждён специальным постановлением Правительства Московской области; сейчас в данный перечень включены, в основном, депрессивные населенные пункты отдаленных районов Московской области;
  • если измененный вид использования предполагает строительство на участке социально-значимых капитальных объектов (объектов сельскохозяйственного использования, коммунальных объектов, объекты здравоохранения, образования, культуры и ряд других).

Плата за изменение вида использования земельного участка должна быть внесена в течение 30 дней после получения собственником участка соответствующего уведомления от уполномоченного органа.

При невнесении платы за изменение вида разрешенного использования закон предполагает возможность отмены решения об изменении ВРИ.

Законом предусмотрена возможность предоставления рассрочки внесения платы за изменение вида разрешенного использования.

Кроме того, при невнесении платы за изменение вида использования участка в случаях, когда такое изменение было осуществлено собственником в заявительном порядке в рамках выбора им основных видов разрешенного использования согласно правилам землепользования и застройки, плата взыскивается с правообладателя участка в судебном порядке.

Приведенные выше правовые режимы являются противоречивыми, в связи с чем на практике с их применением могут возникать значительные сложности.

Юристы Правового центра ДВА М являются первоклассными специалистами в сфере земельных споров.

Решение поручить изменение вида разрешенного использования участка грамотному земельному юристу поможет снизить риски негативного исхода публичной процедуры и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/izmenenie-vri

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и области. – Алмаз Кучембаев

Плата за изменение ври в московской области
Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Далее вы прочтете: 

    1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 
    2. Законность платы за изменение вида разрешенного использования в Москве и области 
    3. Судебная практика  по взысканию платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Ознакомиться с ними можно в соответствующих Правилах землепользования и застройки населенного пункта.

Также позволит сориентироваться Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которому должны соответствовать Правила землепользования и застройки. 

1. Размер платы за изменение вида разрешенного использования 

Особенность изменения вида разрешенного использования земельного участка на территории Москвы и области в том, что это единственные два региона в Российской Федерации, где такое изменение ограничено платой.

Размер платы за изменение вида разрешенного использования достаточно большой. Согласно ст.

22 43-ФЗ плата определяется с учетом разницы между фактической кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования. 

Чтобы представлять размер платы, стоит изучить средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков (категория земель «земли населенных пунктов») на территории города Москвы: 

Вид разрешенного использования  Кадастровая стоимость за 1 кв.м. 
Объекты, предназначенные для размещения административных и офисных зданий 43 247,78
Объекты, предназначенные для размещения гостиниц 40191,49
Объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания 38149,92
Объекты многоквартирной жилой застройки 30575,72
Объекты, предназначенные для размещения гаражей 15286,7
Объекты социальной инфраструктуры 10284,76
Объекты, предназначенные для размещения санаториев, и объекты туристического назначения 6 170,36
Объекты портов, вокзалов, станций 4691,1
Объекты индивидуальной жилой застройки 2960,38
Объекты садового, огородного и дачного строительства 2127,82
Объекты производственного назначения 1814,38

Очевидно, что плата обременяет в первую очередь строительство многоквартирного жилья, офисных и  торговых зданий, гостиниц. То, что именно эти виды разрешенного использования имеют самую дорогую кадастровую стоимость присуще всем регионам Российской Федерации. 

Согласно ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 10 сентября 2013 года N 593-ПП  размер платы за изменение вида разрешенного использования  рассчитывается по формуле:  П = С x (КС2-КС1), 

где П — размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка (руб.);  С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования (утверждена в приложении к Порядку); КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (руб.

); КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным видом разрешенного использования, рассчитанная исходя из максимального удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка для устанавливаемых видов разрешенного использования, утвержденного в установленном порядке правовым актом Правительства Москвы, на дату обращения (руб.).

Ставки для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется исходя из показателя плотности застройки, указанного в градостроительном плане. Для многоквартирных домов  такой показатель, как правило 0,4.

В таком случае ставка составит 80% от кадастровой стоимости.

Следовательно в Москве при изменении вида разрешенного использования с индивидуального на многоквартирное жилье на участке в 10 соток размер примерной платы будет: 22 млн рублей (80% *(30575720- 2960380)). 

В Московской области, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 31 декабря 2013 года N 1190/57 утверждена еще более прогрессивная  формула расчета:  Рп = С х ((КС2 — КС1) + У),

где Рп — это размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; С — ставка для расчета платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка; У — разница между кадастровыми стоимостями земельного участка (во всех случаях изменения вида разрешенного использования начиная с 1 января 2014 года, исчисляется по каждому случаю изменения вида разрешенного использования земельного участка отдельно), КС1 — кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения об изменении вида разрешенного использования земельного участка; КС2 — кадастровая стоимость земельного участка с измененным в установленном порядке видом разрешенного использования земельного участка. 

То есть, в Московской области правительство хочет получать плату даже если ничего не было построено и если не было изменения размера кадастровой стоимости ( налогооблагаемой базы). 

Есть случаи, когда плата за изменение вида разрешенного использования не взимается. 

Например, послабление в Москве за пределами внешних границ Третьего транспортного кольца для офисных и торговых зданий, для которых  применяется ставка 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.

Другое основание это случаи, когда новый вид разрешенного использования предусмотрен градостроительными планом земельного участка, утвержденном до дня вступления 43-ФЗ. О том, как это суды используют в пользу бизнеса, читайте далее. 

2. Законна плата за изменение вида разрешенного использования в Москве и области? 

Очень важно понимать, что плата за изменение вида разрешенного использования вменяется собственнику земельного участка. Положения о платности изменения вида разрешенного использования в Москве и области противоречит как минимум 4 федеральным кодексам Российской Федерации: 

  1. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; владение, пользование и распоряжение землей, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.  При этом  в любом случае вид возможного разрешенного использования выбирается из тех, что разрешены Правилами землепользования и застройки. Таким образом,  цель “ создание условий для устойчивого развития территории города” уже достигнута зонированием территории и ограничением возможных видов разрешенного использования градостроительным регламентом участка. 
  2. Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Установленная плата, совершенно очевидно,  требуют дополнительного согласования. Это, например, прямо предусмотрено  ч. 4 ст. 5.1 закона от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», согласно которому в случае неоплаты  вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату.  
  3. Согласно п. 2 ст.  7 Земельного кодекса РФ также любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Важно понимать, что  фактическое использования земельного участка определяется фактическим использованием объекта недвижимости на таком участке. Поэтому вид разрешенного использования земельного участка до окончания строительства на нем недвижимости достаточно большая условность. 
  4. При этом такой налог (сбор) не установлен в качестве регионального в НК.  Согласно п. 6 ст. 12 Налогового кодекса не предусмотренные в кодексе региональные налоги или сборы не могут быть установлены. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Чтобы удержать налог предполагается, что налогоплательщик получил какой -то доход, приобрел имущество, воспользовался каким-то благом.  Таким образом, сразу отметаются все случаи приведения вида разрешенного в соответствие и случаи, когда увеличения кадастровой стоимость не произошло. Сюда же я бы отнес случаи преобразования  участка. Например, выдел из участка под торговым центром, участка под парковку.   Однако и само по себе увеличение кадастровой стоимости участка нельзя отнести к доходу налогоплательщика. Для сравнения можно вспомнить пример налога на прибыль с курсовой разницы.
  5. И, наконец, такая плата не может быть оплатой государственных услуг, так как услуга сводится к тому чтобы изменить вид разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости и плата за это предусмотрена отдельно. Согласно п.п. 1.,2 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев прямо предусмотренных законом.

3. Судебная практика  по взысканию платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка 

Несмотря на то, что противоречие в законодательстве  было с самого начала, тренд на защиту землевладельцев наметился совсем недавно. 

Источник: https://almazlegal.com/izmenenie-vida-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: