Собственность публично правовых образований что это означает

Содержание
  1. Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется
  2. Собственность публично-правовых образований: что это значит
  3. Публично-правовые компании
  4. Собственность государственных и муниципальных ППО
  5. Передача прав собственности
  6. Концепция права в основе публичной собственности в РФ
  7. Передача в частную собственность
  8. Документы
  9. Участие в имущественном обороте
  10. Плюсы и минусы
  11. Распоряжение общественным имуществом
  12. Собственность публично-правовых образований – что это значит
  13. Понятие и виды публичной собственности
  14. Что такое собственность, ее виды и формы
  15. Варианты передачи земли в частную собственность
  16. Распоряжение землей
  17. Участие публично-правовых образований в имущественном обороте
  18. Передача полномочий
  19. Какие нужны документы
  20. Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности
  21. Что означает “собственность публично-правовых образований”?
  22. Особенности реализации права
  23. Объекты госсобственности
  24. Природные ресурсы
  25. Дополнительно
  26. Участие в корпоративных отношениях
  27. Особенности участия МО в гражданском обороте
  28. Ответственность
  29. Специфика управления
  30. Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве
  31. Собственность публично-правовых образований — что это значит?   
  32. Что такое публично-правовое образование
  33. Принцип сохранности целевого использования
  34. Невозможность передачи особо важных объектов
  35. Срочность и возвратность земельных наделов
  36. Совместное управление публичной собственностью
  37. Право на публичный сервитут

Собственность публично-правовых образований – что это такое, как формируется

Собственность публично правовых образований что это означает

Правом собственности на сегодняшний день обладает множество граждан Российской Федерации. Данное право является не просто имуществом, а довольно сложной категорией, которая имеет свою специфику, влияние на общее состояние государства.

В ходе эволюции право собственности видоизменялось и усовершенствовалось как с точки зрения гуманности, так и юридической и экономической категорий.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует как частная, так и общая собственность. А также выделяют такую разновидность, как собственность публично-правовых образований.

Что это значит? Кто к ним обносится и какие особенности она имеет рассмотрим далее.

Собственность публично-правовых образований: что это значит

Собственность публично-правовых образований – это вид собственности, который является общим и даёт собственникам возможность распоряжаться и пользоваться правами в отношении какого-то имущества на правах больше, чем обладают обычные физические и юридические лица.

Публично-правовое образование выступает в роли государства Российской Федерации и его субъектов, а также к ним относят ещё и муниципальные учреждения.

По сути, публично-правовые образования – это органы власти, которые наделены правом собственности и имеют законное право издавать нормативно-правовые акты, законы, которые касаются непосредственно самой собственности.

Публично-правовые образования делятся на:

  1. государство;
  2. субъекты Российской Федерации;
  3. муниципалитет.

Законы, которые издаются данными образованиями, как правило, касаются следующих позиций:

  • правила и нормы, которые должны придерживаться субъекты при проведении сделок;
  • выделения земли;
  • налогообложение;
  • наложение публичного сервитута;
  • распоряжение имуществом, в том числе выморочным;
  • другое.

Публично-правовые компании

Согласно Федерального Закона №236 публично-правовая компания (ППП) – это организация, которая предоставляет услуги государства и защищает её интересы, управляет государственным имуществом, продвигает проекты и программы социального характера. ППП является органом государственной власти, который целенаправленно создан для предоставления услуг государственной власти, а также имеет полное право распоряжаться и пользоваться государственным имуществом.

Собственность государственных и муниципальных ППО

По российскому законодательству публично-правовые образования (ППО) имеют абсолютные права. Государству принадлежит:

  • ресурсы природы;
  • земли;
  • оборонные объекты;
  • космические объекты;
  • культурные и исторические памятки;
  • дороги, трассы;
  • стратегические объекты;
  • институты;
  • научная деятельность.

В собственности у субъектов Российской Федерации и муниципалитетов пребывают:

  • недвижимость;
  • инженерные сооружения;
  • коммунальные учреждения;
  • объекты культуры и истории.

Передача прав собственности

Как правило, любая передача прав собственности в данном случае происходит исходя и следующего:

  • обязательно должно быть сохранено целостность передаваемого объекта;
  • невозможно передать права на объекты, которые имеют исключительные права;
  • срочности и возвратности земли;
  • сохранение права на земли в виде публичного сервитута.

Концепция права в основе публичной собственности в РФ

По законодательству Российской Федерации муниципальная собственность может быть передана населению по распоряжению местной администрации. Органы власти по своему усмотрению разделяют жилищный и земельный фонд.

Согласно концепции права, в основе которой является право собственности, Россия имеет англо-американский вариант. Это когда в роли главных собственников выступают ППО, а временных пользователей физические и юридические лица.

Передача в частную собственность

Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
  • граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
  • земли дачных и садовых кооперативов;
  • граждане, которые получили земельный надел под строительство.

Документы

Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:

  • заявление о предоставлении земельного надела;
  • копия паспорта и его оригинал;
  • акт о территориальном местоположении надела;
  • межевой план;
  • свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
  • документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
  • чек об уплате государственной пошлины;
  • заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
  • другое.

Участие в имущественном обороте

Участие в имущественном обороте подразумевает под собой использование по целевому назначению имущества, которое входит в публичную собственность.

ППО принимают участия в приватизациях, могут изъять или конфисковать имущество для нужд государства. ППО обязательно должны предоставлять интересы страны и выступать в качестве заказчика различных услуг.

Публично-правовые образования имеют законное право на участие в уставном капитале.

Плюсы и минусы

К преимуществам стоит отнести следующие позиции:

  • защищённость от мошенников
  • нет налогообложения;
  • замена имущества в случае её потери;
  • возможность улучшения имущества через договор социального найма.

К недостаткам относятся:

  • гражданин не имеет права дарить, продавать, распоряжаться имуществом;
  • гражданин не имеет права вносить в качестве залога под ипотечные кредит;
  • гражданин может потерять право на использование имущества.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Источник: https://estatelegal.ru/nedvizhimost/sobstvennost-publichno-pravovyx-obrazovanij-chto-eto-takoe/

Собственность публично-правовых образований – что это значит

Собственность публично правовых образований что это означает

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).
Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство.

РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Понятие и виды публичной собственности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Что такое собственность, ее виды и формы

В системе экономических отношений непременно в качестве основы выступают различные виды собственности. Именно они влияют на экономику, политическую обстановку в стране, идеологию и другие важные части жизни населения.

Варианты передачи земли в частную собственность

Все возможные способы переоформить права на земельные наделы регламентированы ГК РФ и ЗК РФ. В настоящее время приоритетным вариантов является платная приватизация, при которой граждане должны выплатить властным органам стоимость земли. Оформление договора купли-продажи может происходить по итогам конкурентной процедуры торгов, либо без проведения аукциона.

Возможность безвозмездно переоформить права на землю доступна только для отдельных категорий граждан:

  • семьи с многодетным статусом (в составе семьи должно быть не менее трех детей в возрасте до 18 лет);
  • граждане, получившие землю на правах аренды для строительства частных домов сроком до шести лет, и фактически владеющие участком более пяти лет;
  • субъекты, получившие участки для ведения фермерского хозяйства на срок более шести лет, и владеющие ими на протяжении пяти лет с соблюдением целевого назначения земли;
  • работники, занимающие должности в муниципальных и региональных учреждениях, получившие землю для возведения частных домов;
  • участки земель из состава СНТ и иных некоммерческих товариществ.

Региональными нормативными актами могут устанавливаться и иные льготные категории, которые смогут получить землю без выплаты ее стоимости.

Приобретение участка на платной основе должно происходить через аукционы, если иные условия не указаны в законе. Проведение торгов происходит по инициативе властных органов или на основании заявления граждан. Выделим ключевые особенности этой процедуры:

  1. если инициатором аукциона выступает муниципалитет, на него возлагается обязанность размещения в открытом доступе извещения о характеристиках участка, сроках подачи заявок и начальной стоимости надела;
  2. начальная стоимость торгов определяется исходя из кадастровой цены участка (она определяется в ходе государственной оценки земель);
  3. наделы, расположенные в черте населенных пунктов, должны быть надлежащим образом сформированы с установлением границ, а к участку должны быть подведены все инженерные коммуникации;
  4. если в торгах принял участие только один субъект, договор будет заключен по начальной стоимости объекта.

Для участка, выставляемого на продажу, должны быть надлежащим образом определены границы. Для этого нужно получить межевой план, которым изготавливает профессиональный кадастровый специалист – инженер. Если с заявлением обращается частное лицо, до оформления договора выкупа земли оно должно самостоятельно обратиться за получением межевого плана.

Межевой план будет являться основанием для постановки земельного объекта на кадастровый учет, наряду с договором купли-продажи. межевого плана оформляется в виде текстовой и графической части, а в его состав включаются данные о границах участка со смежными наделами, акт согласования границ, качественные параметры надела.

Закон допускает выкуп земли без проведения торгов для отдельных категорий землепользователей.

Как правило, такая возможность связана с выделением земли под определенные цели – ведение личного подсобного хозяйства, возведение частного дома и т.д.

При обращении в муниципальные органы нужно подтвердить легальность получения земли, а также соблюдение установленных правил землепользования и целевого назначения земли.

Распоряжение землей

Для распоряжения государственным и муниципальным имуществом создана специальная правовая основа. Главное отличие государственной собственности от частной заключается в том, что объекты государственного имущества могут использоваться только в соответствии с целевым назначением этих объектов.

Так, органы местного самоуправления вправе использовать принадлежащие муниципалитету земельные участки исключительно для решения проблем населенного пункта.

Посмотрите видео. Виды права собственности:

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:

  • государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
  • муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.

Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.

Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.

Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.

  1. Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
  2. Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
  3. Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом.

При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств.

В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Отношения собственности составляют основную часть правоотношений, возникающих в рамках гражданского оборота. В качестве материальной основы для участия в них публично-правовых образований выступает имущество, находящееся в их законном владении.

Ключевым отличием отношений публичной и частной собственности является то, что в первом случае объекты могут использоваться исключительно в соответствии с целевым назначением. Оно, в свою очередь, заключается в обеспечении исполнения образованиями социальных функций, возложенных на них в соответствии с законом.

Местные структуры власти, в задачи которых, согласно 130 статье Конституции, входит создание условий для самостоятельного решения населением вопросов территориального значения, владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом, могут приобретать отдельные государственные полномочия с предоставлением финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации.

Публично-правовые образования активно участвуют в приватизации, реквизиции, национализации, конфискации имущества, принадлежащего частным лицам, и обращении его в публичную собственность. Правила проведения соответствующих процедур закреплены в ГК (статьи 242-243, 306).

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Передача полномочий

Собственник (государство, муниципалитет) может передавать права на земельные участки, в том числе и частным лицам, имея для этого основания и правильно оформив передачу. Передаче земли уделяется особенное внимание, так как это самый ценный природный ресурс.

К тому же, помимо грунта на участке могут быть еще и природные ископаемые или объекты строения.

Оборот земельных ресурсов находится по строгим контролем, но все же передача площадей от одного собственника другому возможна, даже передача недр частным лицам. Для такого процесса организовываются торги.

Государство может отдавать землю профильным предприятиям для их работы, хозяйственной деятельности. Передавать права на землю можно полностью (она становится постоянной собственностью) или частично (для аренды).

Какие нужны документы

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Источник: https://tbti.ru/zemlya/publichno-pravovaya-sobstvennost.html

Собственность публично-правовых образований: права, формы, закон и особенности

Собственность публично правовых образований что это означает

Законодательством предусмотрены разные формы собственности. Собственность публично-правовых образований представляет особый интерес как для юристов, так и для среднестатистических граждан. Рассмотрим ее особенности.

Что означает “собственность публично-правовых образований”?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества.

Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями.

Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Особенности реализации права

Собственностью публично-правовые образования распоряжаются, пользуются и владеют по своему усмотрению в рамках своей компетенции. При этом они самостоятельно определяют правила и закрепляют их на официальном уровне.

Конкретные госорганы и должностные лица, действующие от имени собственника (Российской Федерации), приобретают полномочия, объем которых зависит от правоотношений, в которых они участвуют. Основные права принадлежат Правительству.

Выступая в качестве Высшего исполнительного института власти, оно наделено полномочиями распоряжаться федеральным имуществом.

При этом Правительство может передать их часть другим исполнительным органам, в том числе на региональном уровне.

Компетенция институтов власти субъектов РФ распределяется по тому же принципу, что предусмотрен для федеральных ведомств и министерств.

В число органов, уполномоченных распоряжаться собственностью публично-правовых образований, входят правительства регионов и местные администрации. Они также могут реализовывать полномочия самостоятельно или через компетентные структуры.

В субъектах РФ основными такими органами являются губернаторы, комитеты и фонды имущественных отношений.

Объекты госсобственности

Как выше говорилось, имущество страны разделяется между федеральной, региональной и местной властью. Круг объектов, принадлежащих РФ, достаточно широк. У регионов, как публично-правовых образований, в собственности не может находиться федеральное имущество. Речь, в частности, об энергетических и военных объектах, железнодорожном транспорте и инфраструктуре и пр.

Разграничение собственности публично-правовых образований было проведено еще в 1991 г. В настоящее время действует порядок, закрепленный Постановлением ВС РСФСР № 3020-1 от 27.12.1991 г. В Приложениях № 1 и № 2 к этому акту содержатся перечни объектов федеральной собственности и имущества, которое может передаваться регионам.

Природные ресурсы

Они считаются важнейшим объектом собственности публично-правовых образований. Участки недр, полезные ископаемые, присутствующие в них, принадлежат исключительно государству. Их оборот ограничен. Они могут предоставляться в пользование. При этом ресурсы, извлеченные из недр, могут переходить к организациям или гражданам в собственность.

На земельные участки публично-правовых образований также могут претендовать частные лица. Приобретение прав на наделы может осуществляться в рамках торгов.

Участки приобретаются в собственность или аренду.

Кроме того, находясь в собственности публично-правовых образований, земля предоставляется в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципальным и государственным учреждениям и организациям.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. При этом его часть может передаваться регионам. Оборот лесов, согласно законодательству, ограничен. Такие участки могут предоставляться заинтересованным лицам (организациям, гражданам) в пользование. Физлица вправе свободно находиться в лесах на основании публичного сервитута.

Водные объекты находятся в госсобственности. В законодательстве, однако, предусмотрена возможность перехода некоторых из них в частные руки или к муниципалитетам. Она распространяется на определенные виды обособленных видов объектов, перечень которых определяет Правительство.

Дополнительно

Публично-правовые образования имеют возможность участвовать в наследственных правоотношениях. В собственность, в частности, приобретается выморочное имущество.

В случаях, закрепленных законодательством, федеральная власть может участвовать в авторских, патентных и иных исключительных правоотношениях. Соответственно, в ее собственность могут перейти продукты интеллектуального труда и права на них.

Отдельные функции, связанные с управлением имуществом в РФ, реализуют Минюст, Минкульт и ряд других ведомств и министерств, сформированных по отраслевому признаку. Отдельные полномочия в рамках отношений собственности реализует Управление по делам Президента.

Участие в корпоративных отношениях

Публично-правовые образования могут приобретать в собственность доли участия в уставном капитале хозяйствующих обществ. Обычно покупка производится не на вторичном рынке, а в процессе приватизации.

Кроме того, публично-правовые образования вправе вносить муниципальное или государственное имущество в виде вклада в уставной капитал для его увеличения и оплаты выпуска дополнительных акций.

Особенности участия МО в гражданском обороте

Экономическая основа местного самоуправления формируется из объектов, находящихся в муниципальной собственности, средств бюджета, имущественных прав МО.

Муниципалитеты реализуют свои полномочия в отношениях собственности через специально созданных юридических лиц. В результате участие МО в гражданском обороте приобретает опосредованный характер. Основными субъектами права являются представительные органы, местная администрация, глава МО, контролирующая структура при администрации.

Достаточно часто в правоотношениях участвуют учреждения. Они получают определенное имущество в оперативное управление. Учреждения формируются для реализации административных функций. Однако при этом властными полномочиями они не наделяются. Это отличает их от государственных и муниципальных органов.

Ответственность

РФ и ее регионы отвечают по обязательствам имуществом, входящим в казну. В его состав не включаются объекты, переданные предприятиям и учреждениям, а также принадлежащие исключительно государству.

В судебных спорах в качестве ответчиков признаются РФ или регион в лице соответствующих финансовых или управленческих органов. К ним относят, в частности, федеральное казначейство или региональное финансовое управление.

При удовлетворении претензий взыскание осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Если средств окажется недостаточно, удовлетворение требований производится за счет имущества, входящего в состав казны.

Аналогичным образом определяется ответственность муниципалитетов по их долгам.

Учреждения отвечают по своим обязательствам средствами, находящимися в их распоряжении. В случае недостаточности финансов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Специфика управления

Эффективная реализация права собственности, охрана имущества, его использование в целях воспроизводства, учет и контроль за состоянием ресурсов обеспечивается посредством оптимизации организационно-правовых форм. Она позволяет существенно экономить финансовые средства на управление.

В составе муниципальной и госсобственности следует различать, во-первых, объекты, составляющие казну, и, во-вторых, имущество, закрепленное за учреждениями и предприятиями на правах хоз. ведения или оперативного управления. В соответствии с этим, реализуются права в отношении казенного имущества и ценностей, переданных самостоятельным юрлицам, созданным на соответствующем уровне власти.

Источник: https://FB.ru/article/361511/sobstvennost-publichno-pravovyih-obrazovaniy-prava-formyi-zakon-i-osobennosti

Принципы публичной собственности основаны на феодальном праве

Собственность публично правовых образований что это означает

Соб­ствен­ность — это не про­сто иму­ще­ство, но и слож­ная кате­го­рия, опре­де­ля­ю­щая эко­но­ми­че­ские отно­ше­ния в обще­стве, ком­плекс юри­ди­че­ских и граж­дан­ских прав субъ­ек­тов. Она фор­ми­ро­ва­лась на Зем­ле тыся­че­ле­ти­я­ми.

За это вре­мя было порож­де­но мно­го форм соб­ствен­но­сти от вла­де­ния древни­ми ору­ди­я­ми тру­да и ману­фак­ту­ра­ми до совре­мен­ных кор­по­ра­ций и син­ди­ка­тов. В Рос­сии суще­ству­ет част­ная и общая соб­ствен­ность, каж­дая из кото­рых име­ет свои раз­но­вид­но­сти.

Соб­ствен­ни­ка­ми могут быть граж­дане, юри­ди­че­ские лица, кор­по­ра­ции, госу­дар­ство, обще­ства и орга­ни­за­ции. А вот что зна­чит соб­ствен­ность пуб­лич­но-пра­во­вых обра­зо­ва­ний, и какой из прин­ци­пов пра­ва в нее зало­жен?

Собственность публично-правовых образований — что это значит?   

Суще­ству­ют раз­ные кон­цеп­ции пра­ва соб­ствен­но­сти:

  • рим­ское пра­во воз­ник­ло еще в Древ­нем Риме и Визан­тии, одна­ко поло­же­но в осно­ву такой рас­про­стра­нен­ной фор­мы вла­сти, как Рес­пуб­ли­ка (в нем зало­же­ны прин­ци­пы спра­вед­ли­во­сти, вер­хо­вен­ства судеб­ной вла­сти, недо­пу­сти­мость двух форм соб­ствен­но­сти на один и тот же земель­ный надел);
  • англо-аме­ри­кан­ское пра­во заим­ство­ва­ло из фео­да­лиз­ма прин­цип суве­рен­но­сти (пол­но­цен­ным соб­ствен­ни­ком недви­жи­мо­го иму­ще­ства может быть толь­ко “суве­рен”, а “вас­са­лы” доволь­ству­ют­ся огра­ни­чен­ны­ми титуль­ны­ми пра­ва­ми);
  • рос­сий­ское пра­во соб­ствен­но­сти осно­вы­ва­ет­ся на прин­ци­пах вла­де­ния, поль­зо­ва­ния и рас­по­ря­же­ния иму­ще­ством.

Попы­та­ем­ся разо­брать­ся, как дей­ству­ют эти прин­ци­пы на самом деле.

Что такое публично-правовое образование

  • Пер­вая поло­ви­на назва­ния содер­жит сло­во “пуб­лич­ное”: это озна­ча­ет, что дан­ный вид соб­ствен­но­сти явля­ет­ся общим, то есть ею не может вла­деть част­ное лицо.
  • Вто­рая поло­ви­на соче­та­ния “пра­во­вой” наде­ля­ет соб­ствен­ни­ка боль­ши­ми пра­ва­ми в отно­ше­нии иму­ще­ства, чем ими могут обла­дать обыч­ные граж­дане, пред­при­ни­ма­те­ли, пред­при­я­тия, кор­по­ра­ции и пр.

Заве­са начи­на­ет поти­хонь­ку при­от­кры­вать­ся: неуже­ли это госу­дар­ство? И точ­но — опре­де­ле­ние в сло­ва­рях это под­твер­жда­ет:

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние (ППО) — это госу­дар­ство Рос­сий­ская Феде­ра­ция, субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния (МО).

Они пред­став­ля­ют собой орга­ны пуб­лич­ной вла­сти (в том чис­ле и само­управ­ле­ния) и инсти­ту­та пра­ва. ППО явля­ют­ся субъ­ек­та­ми пра­ва, то есть могут обла­дать соб­ствен­но­стью.

Глав­ное отли­чие ППО от дру­гих соб­ствен­ни­ков — это пра­во самим изда­вать зако­ны, нор­ма­тив­но-пра­во­вые акты, каса­ю­щи­е­ся самой соб­ствен­но­сти:

  • пра­вил про­ве­де­ния сде­лок;
  • выде­ле­ния земель­ных участ­ков;
  • нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та;
  • рас­по­ря­же­ния вымо­роч­ным иму­ще­ством;
  • рек­ви­зи­ции и кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и т.д.

Пуб­лич­но-пра­во­вое обра­зо­ва­ние име­ет стро­го иерар­хи­че­скую струк­ту­ру, обра­зо­ван­ную по прин­ци­пу гене­а­ло­ги­че­ско­го дре­ва:

  • вер­хуш­ка (пра­ро­ди­тель) — госу­дар­ство;
  • вет­ви — субъ­ек­ты РФ;
  • ответв­ле­ния — муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния.

Принцип сохранности целевого использования

Нель­зя отдать:

  • зем­ли охран­ных при­род­ных тер­ри­то­рий под хозяй­ствен­ную дея­тель­ность или инди­ви­ду­аль­ное стро­и­тель­ство, кро­ме неко­то­рых отдель­ных слу­ча­ев: напри­мер, созда­ние лес­ни­че­ства или зоны отды­ха;
  • музей с тем, что­бы его пере­обо­ру­до­ва­ли в сто­ло­вую;
  • уча­сток доро­ги, если он будет выве­ден из соста­ва трас­сы и исполь­зо­вать­ся не по назна­че­нию и т.д.

Невозможность передачи особо важных объектов

Часть сво­их прав соб­ствен­но­сти госу­дар­ство может вре­мен­но пере­дать ниже­сто­я­щим струк­ту­рам (субъ­ек­там РФ и МО), граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам, напри­мер:

  • часть земель из лес­но­го фон­да или ООПТ для стро­и­тель­ства рекре­а­ци­он­ных объ­ек­тов (тури­сти­че­ских баз, домов отды­ха и пр.);
  • ресур­сы, добы­тые из недр (газ, неф­те­про­дук­ты, уголь и т.д.);
  • участ­ки авто­мо­биль­ных дорог (обслу­жи­ва­ние и ремонт дорог ведет­ся в основ­ном мест­ны­ми реги­о­наль­ны­ми струк­ту­ра­ми);
  • неко­то­рые объ­ек­ты куль­тур­но-исто­ри­че­ско­го насле­дия (кра­е­вед­че­ские музеи, памят­ни­ки и пр.).

Одна­ко не могут быть пере­да­ны в веде­ние реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей важ­ные обо­рон­ные, энер­ге­ти­че­ские объ­ек­ты, кос­мо­дро­мы, РЖД (рос­сий­ская желез­ная доро­га), пло­ды интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти (исклю­чи­тель­ные пра­ва) и т.д.

При­ме­ча­ние: Зем­ли, вре­мен­но не исполь­зу­е­мые для обо­рон­ных нужд, могут быть пере­да­ны госу­дар­ством граж­да­нам и юри­ди­че­ским лицам в сроч­ное без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние для веде­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, созда­ния охот­но­го или лес­но­го хозяй­ства (п. 2. пп. 10, ст. 39.10 ЗК РФ) на срок не пре­вы­ша­ю­щий 5 лет.

Срочность и возвратность земельных наделов

Земель­ные участ­ки, могут быть пере­да­ны в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние толь­ко пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, на осно­ва­нии ст. 39.9 Земель­но­го Кодек­са РФ. То есть ППО предо­став­ля­ют зем­лю в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние самим себе.

Граж­да­нам после 2001 г. земель­ные наде­лы из госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дов в посто­ян­ное поль­зо­ва­ние не предо­став­ля­ют­ся.

Пра­вом без­воз­мезд­но­го сроч­но­го поль­зо­ва­ния обла­да­ют:

  • ППО и ППК;
  • неко­то­рые работ­ни­ки бюд­жет­ных учре­жде­ний, лес­ных хозяйств, запо­вед­ных зон и т.д.;
  • граж­дане для веде­ния инди­ви­ду­аль­но­го жило­го стро­и­тель­ства, фер­мер­ских и лич­ных под­соб­ных хозяйств;
  • СНТ и ОНТ;
  • граж­дане, про­жи­ва­ю­щие в слу­жеб­ных поме­ще­ни­ях, рас­по­ло­жен­ных на этих ЗУ и др. (см. ст. 39.10 ЗК РФ).

Срок поль­зо­ва­ния земель­ным участ­ком для каж­дой кате­го­рии субъ­ек­тов инди­ви­дуа­лен и состав­ля­ет от одно­го до 10 лет.

Важ­но, что зем­ля предо­став­ля­ет­ся не в соб­ствен­ность, а имен­но во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние. Поль­зо­вать­ся участ­ком раз­ре­ша­ет­ся бес­плат­но, земель­ный налог пла­тить не надо. Един­ствен­ный минус — зем­лю после исте­че­ния сро­ка необ­хо­ди­мо воз­вра­тить госу­дар­ству или МО.

Это озна­ча­ет, что и все постро­ен­ное за это вре­мя на ЗУ перей­дет в соб­ствен­ность госу­дар­ства или муни­ци­па­ли­те­та, так как стро­е­ния сле­ду­ют за судь­бой земель­но­го участ­ка, на кото­ром нахо­дят­ся.

Так­же и земель­ный уча­сток дол­жен быть пере­дан в соб­ствен­ность лица, к кото­ро­му пере­шли пра­ва на воз­ве­ден­ные соору­же­ния.

Поэто­му граж­да­нам жела­тель­но не воз­во­дить на наде­лах, предо­став­лен­ных во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние, ниче­го капи­таль­но­го, если дого­вор без­воз­мезд­но­го поль­зо­ва­ния не содер­жит усло­вия о покуп­ке постро­ен­ных объ­ек­тов соб­ствен­ни­ком зем­ли или о выпла­те ком­пен­са­ции за них.

Совместное управление публичной собственностью

При этой фор­ме огра­ни­чен­ное пра­во соб­ствен­но­сти может быть вре­мен­но пере­да­но пуб­лич­но-пра­во­вы­ми орга­на­ми в соб­ствен­ных гра­ни­цах по иерар­хи­че­ско­му дре­ву (напри­мер, из госу­дар­ствен­но­го фон­да в фонд субъ­ек­та или муни­ци­па­ли­те­та), либо учре­жде­ни­ям и юри­ди­че­ским лицам. При этом ста­вят­ся усло­вия поль­зо­ва­ния: напри­мер, раз­ре­ше­на толь­ко хозяй­ствен­ное управ­ле­ние, кото­рое опла­чи­ва­ет­ся из бюд­же­та, а дохо­ды от экс­плу­а­та­ции объ­ек­та при­над­ле­жат посто­ян­но­му вла­дель­цу.

По этой схе­ме пере­да­ют­ся в управ­ле­ние доро­ги, важ­ные про­мыш­лен­ные объ­ек­ты и др.

Право на публичный сервитут

Пра­во на серви­тут огра­ни­чи­ва­ет пра­ва земель­ных вла­дель­цев.

На земель­ный уча­сток или его часть может быть нало­жен пуб­лич­ный серви­тут, если, напри­мер, в реги­оне нач­нет­ся стро­и­тель­ство обще­ствен­но зна­чи­мо­го объ­ек­та (доро­ги, вет­ки мет­ро, газо­про­во­да и т.д.).

Пра­ва соб­ствен­но­сти на земель­ные участ­ки (или их части) при пуб­лич­ном серви­ту­те пере­хо­дят пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: