Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

Содержание
  1. Аудиторские стандарты PCAOB
  2. МСФО IAS 38 – Разъяснения IFRIC об учете платежей по сделкам трансфера футбольных игроков
  3. МСФО IASB отложил введение поправок в порядок классификации обязательств на краткосрочные и долгосрочные
  4. Анализ CFA – Сравнение методов оценки запасов
  5. Анализ CFA – Периодическая и непрерывная система учета запасов
  6. Анализ CFA – Методы оценки запасов
  7. Анализ CFA – Классификация и себестоимость запасов
  8. Анализ CFA – Анализ бизнес-сегментов и географических сегментов
  9. Анализ CFA – Кредитный анализ
  10. Большая четверка EY подготовила положительное аудиторское заключение для Wirecard в начале июня
  11. МСФО IFRS 3 – Является ли приобретенная компания бизнесом или активом?
  12. МСФО Поправки к МСФО, применяемые при подготовке промежуточной отчетности за 2021 год
  13. Big Techs Руководители Amazon, , Google и Apple дали показания на историческом антимонопольном слушании
  14. Анализ CFA – Анализ собственного капитала и коэффициенты рыночной стоимости компании
  15. Анализ CFA – Анализ Дюпона: разложение ROE на составные коэффициенты
  16. Как изменится система внутреннего контроля с 2021 года и кому понадобится штатный аудитор
  17. Почему внутренний контроль так и не стал эффективным
  18. Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2021 № 199-ФЗ)
  19. На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой
  20. Отменили внутренний контроль или нет
  21. Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита
  22. Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов
  23. Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту
  24. Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе
  25. Тест. Как организовать внутренний аудит
  26. Результат
  27. Чем будет заниматься внутренний аудитор
  28. Международные стандарты аудита (МСА) – глоссарий КСК ГРУПП
  29. Статус Положений о международной аудиторской практике
  30. Особенности международного стандарта аудита
  31. Юридическая сторона вопроса
  32. Стандарты и регламенты внутреннего аудита
  33. Компоненты МОПП
  34. Стандарты
  35. Обязательные и дополнительные руководства
  36. Регуляторы на страже
  37. Новая модель квалификационного экзамена для аудиторов начнет действовать с 2021 года
  38. В связи с чем возникла необходимость изменения модели экзамена
  39. Кто участвовал в разработке экзамена
  40. Что изменится в структуре нового экзамена
  41. Взаимодействие с учебно-методическими центрами в рамках нового экзамена
  42. Что нужно знать об обязательном аудите за 2021 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru
  43. Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2021 году
  44. А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?
  45. Обязаловка, но польза
  46. Полезно знать. Условия обязательного аудита

Аудиторские стандарты PCAOB

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

Планы Deutsche Bank по поглощению Wirecard в конце 2021 года в настоящее время рассматриваются как отчаянная попытка руководства немецкой платежной системы замаскировать финансовое мошенничество. В публикации раскрываются подробности последних месяцев, предшествовавших публичному разоблачению мошенничества и банкротству Wirecard.

5 сент. 2021

Wirecard: подробности последних месяцев финансовой аферы

МСФО IAS 38 – Разъяснения IFRIC об учете платежей по сделкам трансфера футбольных игроков

В публикации рассматривается разъяснение Комитет по разъяснениям МСФО (IFRIC) о порядке признания футбольными клубами платежей, полученных за трансфер игроков. Решение Комитета также затрагивает компании, аналогичным образом использующие в основной деятельности нематериальные активы.

19 авг. 2021

IAS 38 – Разъяснения IFRIC об учете платежей по сделкам трансфера футбольных игроков

МСФО IASB отложил введение поправок в порядок классификации обязательств на краткосрочные и долгосрочные

В публикации рассмотрены поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», связанные с классификацией обязательств, выпущенные IASB 23 января 2021 г, и июльские изменения к ним. В июле 2021 года дата вступления в силу этих поправок была отложена на 1 год – до 1 января 2023 года.

18 авг. 2021

IASB отложил введение поправок в порядок классификации обязательств на краткосрочные и долгосрочные

Анализ CFA – Сравнение методов оценки запасов

Рассмотрим различия в показателях отчета о прибылях и убытках и балансового отчета, связанные с применением разных методов оценки запасов, а также пример сравнения компаний, использующих разные методы, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

18 авг. 2021

CFA – Сравнение методов оценки запасов

Анализ CFA – Периодическая и непрерывная система учета запасов

Рассмотрим периодическую и непрерывную систему учета запасов, а также влияние этих систем на себестоимость продаж, валовую прибыль, конечные остатки запасов и другие показатели, при использовании разных методов оценки запасов, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

17 авг. 2021

CFA – Периодическая и непрерывная система учета запасов

Анализ CFA – Методы оценки запасов

Рассмотрим методы оценки запасов, применяемые в соответствии с МСФО и US GAAP, а также пример, иллюстрирующий влияние этих методов на себестоимость продаж, валовую прибыль и конечные остатки запасов, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

14 авг. 2021

CFA – Методы оценки запасов

Анализ CFA – Классификация и себестоимость запасов

Рассмотрим основные категории и статьи запасов, а также принципы формирования себестоимости запасов и включения затрат в себестоимость запасов в соответствии с МСФО и US GAAP, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

13 авг. 2021

CFA – Классификация и себестоимость запасов

Анализ CFA – Анализ бизнес-сегментов и географических сегментов

Анализ бизнес-сегментов заключается в анализе эффективности отдельных видов деятельности или операционных сегментов, отдельных продуктов, географических регионов и по иным признакам. Рассмотрим порядок подготовки отчетности по сегментам по МСФО, а также методику анализа сегментов с использованием коэффициентов, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

12 авг. 2021

CFA – Анализ бизнес-сегментов и географических сегментов

Анализ CFA – Кредитный анализ

Кредитный анализ заключается в оценке кредитного риска, связанного с долговыми обязательствами и состоятельностью должников. Рассмотрим основные концепции, направления и методы кредитного анализа, а также составление кредитных рейтингов и коэффициенты кредитоспособности, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

8 авг. 2021

CFA – Кредитный анализ

Большая четверка EY подготовила положительное аудиторское заключение для Wirecard в начале июня

Черновик положительного аудиторского заключения EY, подготовленный за несколько недель до краха Wirecard, отвергал подозрения специалистов по поводу участия немецкой платежной системы в финансовых махинациях.

8 авг. 2021

EY подготовила положительное аудиторское заключение для Wirecard в начале июня

МСФО IFRS 3 – Является ли приобретенная компания бизнесом или активом?

Последние поправки к МСФО (IFRS) 3 облегчают признание приобретения компании в качестве актива. Классификация приобретения имеет значительные последствия для учета приобретения, а также для рентабельности и отчетности приобретателя. Рассмотрим порядок этой оценки, а также тест концентрации и практический пример.

7 авг. 2021

IFRS 3 – Является ли приобретенная компания бизнесом или активом?

МСФО Поправки к МСФО, применяемые при подготовке промежуточной отчетности за 2021 год

Несколько поправок к существующим стандартам МСФО вступили в силу с 1 января 2021 года и их, следовательно, необходимо учитывать при подготовке полугодовой промежуточной отчетности по МСФО за 2021 год. Рассмотрим эти изменения.

7 авг. 2021

Поправки к МСФО, применяемые при подготовке промежуточной отчетности за 2021 год

Big Techs Руководители Amazon, , Google и Apple дали показания на историческом антимонопольном слушании

Amazon, , Google и Apple стали объектом крупнейшего антимонопольного расследования Конгресса США в отрасли высоких технологий. Компании обвиняют в том, что они стали слишком крупными и влиятельными, и несправедливо уничтожили конкуренцию в своем секторе. В публикации приводится обзор и основные заявления 5-часового слушания.

The Guardian, Financial Times

30 июля 2021

Руководители Amazon, , Google и Apple дали показания на историческом антимонопольном слушании

Анализ CFA – Анализ собственного капитала и коэффициенты рыночной стоимости компании

Анализ собственного капитала (стоимости компании) позволяет определить относительную привлекательность компании в качестве объекта инвестиций, с применением различных методов анализа, включая расчет и анализ показателей рыночной стоимости компании. Рассмотрим это направление анализа, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

29 июля 2021

CFA – Анализ собственного капитала и коэффициенты рыночной стоимости компании

Анализ CFA – Анализ Дюпона: разложение ROE на составные коэффициенты

Анализ Дюпона представляет собой разложение ROE компании на несколько коэффициентов, представляющих ключевые факторы деятельности компании, а также анализ взаимосвязей между этими факторами. Рассмотрим общепринятую методику анализа Дюпона и проиллюстрируем ее на примерах, – в рамках изучения анализа финансовой отчетности по программе CFA.

26 июля 2021

CFA – Анализ Дюпона: разложение ROE на составные коэффициенты

Источник: https://fin-accounting.ru/auditing-standards

Как изменится система внутреннего контроля с 2021 года и кому понадобится штатный аудитор

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

С 2021 года меняются правила внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Читайте, как применять эти изменения, какие документы издать, а какие отменить. Из статьи вы узнаете, правда ли, что теперь можно не вести журналы и карты внутреннего контроля.

Почему внутренний контроль так и не стал эффективным

У главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) и администраторов бюджетных средств в этом году есть два бюджетных полномочия: проводить внутренний финансовый контроль (ВФК) и внутренний финансовый аудит (ВФА).

Документ: Чтобы повысить эффективность внутреннего финансового контроля и аудита, законодатели внесли изменения в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 26.07.2021 № 199-ФЗ)

В ходе внутреннего финансового контроля проверяют:

— соблюдаются ли процедуры составления и исполнения бюджета; — верно ли формируется отчетность и ведется бюджетный учет; 

— насколько эффективно используются бюджетные средства.

https://www.youtube.com/watch?v=4r16LYoB_UA

Для реализации внутреннего контроля администраторы ведут массу документов: перечни бюджетных операций, карты и журналы внутреннего контроля, перечни должностных лиц, ответственных за осуществление контроля.

При внутреннем финансовом аудите оценивают надежность внутреннего финансового контроля, подтверждают достоверность отчетности и вносят предложения о повышении эффективности использования бюджетных средств. То есть отдельные цели ВФК и ВФА схожи. Так, аудиторы при проверках смотрят карты и журналы внутреннего контроля.

Если эти карты и журналы не заполнены, делают вывод, что контроль на низком уровне или не ведется вовсе. Если исполнитель бюджетных процедур не согласен с этим, от него требуют подтверждения того, что контроль все же был. Именно такие моменты сделали внутренний финансовый контроль в большинстве случаев неэффективным.

Сыграл роль и тот факт, что отражать в журналах внутреннего контроля ошибки опасно.

На заметку: При ВФК сейчас трудозатраты связаны в основном с формированием документов, а не с самой проверкой

ПРИМЕР 1. Казенное учреждение по результатам внутреннего контроля обнаружило ошибку в учете.

Эту ошибку в журнале внутреннего контроля не отразили, так как побоялись, что при внешней проверке ревизоры отметят ее в своем акте. За совершенную ошибку к главбуху могут применить административную ответственность, а также ему могут указать на неосуществление внутреннего контроля.

Из-за того, что в настоящее время исполнители бюджетных процедур сами проверяют свои бюджетные процедуры и операции, они не способны объективно оценить все бюджетные риски. В результате учреждение не располагает полной информацией о выявляемых нарушениях и недостатках. Именно поэтому потребовалось внести изменения в Бюджетный кодекс в части контроля и аудита (см. шпаргалку ниже).

Шпаргалка

Отменили внутренний контроль или нет

С 2021 года внутренний финансовый контроль как отдельное полномочие не будет существовать — останется только внутренний финансовый аудит. Но это не означает, что ВФК отменили и его не надо проводить вовсе. Ключевые изменения смотрите в перечне 1.

Перечень 1. Что изменилось в части внутреннего контроля и аудита

  • ВФК исключили из отдельных бюджетных полномочий, он стал отдельным элементом бюджетных процедур
  • Отменили отдельные формализованные процедуры и документы при осуществлении ВФК
  • Требования к контрольным действиям учреждение теперь определяет самостоятельно
  • Внутренний аудитор определен в качестве координатора мероприятий по повышению надежности ВФК через систему управления бюджетными рисками
  • В представлениях и предписаниях органы госфинконтроля больше не будут указывать на устраненные нарушения, выявленные в рамках ВФК и ВФА

С будущего года упростится нормативная правовая схема регулирования внутреннего контроля. В этом году внутренний финансовый контроль на федеральном уровне ведут по правилам, определенным постановлением Правительства от 17.03.2014 № 193.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований приняты свои порядки, распространяющиеся, как правило, и на казенные учреждения. С нового года такого регулирования не будет: эти нормативные документы отменят. Как проводить внутренний контроль, администраторы будут решать самостоятельно. Есть вариант оставить все карты и журналы контроля.

Второй вариант — отменить все внутренние порядки и издать новый приказ, в котором прописать, каким образом осуществлять ВФК.

Важная деталь: Определите порядок формирования аудиторских групп, включая порядок назначения руководителя аудиторской группы, а также привлечения к проведению мероприятий ВФА должностных лиц ГАБС и экспертов

Появятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ч. 5 ст. 160.2-1 БК).

Сначала их будет шесть, затем в течение следующего года Минфин выпустит методические рекомендации к некоторым стандартам и утвердит еще три стандарта (см. перечень 2).

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе этих стандартов должны издать свой ведомственный (внутренний) акт. Проще говоря, инструкцию, как проводить аудит.

Перечень 2. Стандарты по внутреннему финансовому аудиту

Вводятся с 1 января 2021 годаВводятся до 31 декабря 2021 года
«Определения, принципы и задачи ВФА» «Реализация результатов ВФА»
«Основания и порядок организации ВФА» «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности»
«Порядок передачи полномочий по ВФА»
«Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении ВФА» «Подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств»
«Планирование, определение объема работ и формирование программы аудиторской проверки»
«Проведение внутреннего финансового аудита»

Важная деталь: В рамках своей подведомственной сетки полномочия администратора бюджетных средств по ВФА передать можно, а за ее пределами – нет. ГАБС проводит ВФА самостоятельно, передавать такие полномочия кому-либо он не вправе

Главный администратор бюджетных средств и администраторы бюджетных средств могут организовать ВФА четырьмя способами.

1. Создать отдел, который будет заниматься непосредственно вопросами аудита.

2. Назначить должностное лицо, которое будет заниматься вопросами аудита и подчиняться непосредственно руководителю. Причем это может быть как аудитор по основной должности, так и сотрудник, выполняющий обязанности аудитора.

В последнем случае он не должен проверять свою же работу и иметь личную заинтересованность. Например, если на основной работе человек занимается доходами, он может проверить расходы.

Если аудитор не может проверить какой-либо участок, он вправе привлечь специалиста со стороны.

3. Передать полномочия проводить ВФА своему главному администратору бюджетных средств либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. В таком случае можно заключить соглашение о передаче полномочий — его форма будет приведена в методических рекомендациях по проведению ВФА.

Второй вариант — подписать протокол либо гриф (лист) согласования. Третий — написать служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Четвертый — завизировать решение о передаче у руководителя ГАБС, принимающего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, и у руководителя администратора бюджетных средств, передающего указанные полномочия.

4. Ввести ограниченную систему организации аудита. Если решили выбрать этот способ, руководитель должен издать приказ и в нем оговорить основные моменты внутреннего финансового контроля.

Последние два варианта подходят не всем администраторам бюджетных средств, а только тем, у кого нет ресурсов создавать отдел аудита и кто не может найти человека, который бы выполнял функции аудитора. Пройдите тест, который мы разместили выше. Узнайте, может ли ваше учреждение передать полномочия по аудиту или ввести ограниченную систему аудита.

Тест. Как организовать внутренний аудит

  • Есть ли у вашего учреждения возможность образовать отдел внутреннего финансового аудита на основе принципа функциональной независимости?

– да

– нет

  • Есть ли у учреждения необходимые и достаточные ресурсы, чтобы осуществить вну­тренний финансовый аудит, в том числе трудовые, материальные, финансовые и иные ресурсы, которые способны обеспечить качественный ВФА?

– да

– нет

  • Есть ли в учреждении работники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями, навыками и компетенциями, чтобы провести внутренний финансовый аудит, которые смогут беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода выполнять свои обязанности?

– да

– нет

  • Выполняет ли ваше учреждение только однотипные внутренние бюджетные процедуры и операции, в отношении которых бюджетные риски минимизированы, а уровень бюд­жетных рисков низкий и не может оказать воздействие на результаты выполнения этих внутренних бюджетных процедур?

– да

– нет

Результат

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», ваше учреждение может передать полномочия по внутреннему финансовому аудиту своему ГАБС либо иному администратору бюджетных средств, который находится в подведомственности у этого ГАБС. А также руководитель вашего учреждения может ввести ограниченную систему организации аудита.

Чем будет заниматься внутренний аудитор

Внутренний аудитор будет не только проверять, проводится ли ВФК в учреждении, но и вносить предложения по его организации. То есть с исполнителя бюджетных процедур на аудитора переложили максимум работы по оценке контроля, по его организации, по оценке бюджетных рисков.

Важная деталь: Именно аудитор с 2021 года станет координатором ВФК

Аудитор должен выявить, какие бюджетные процедуры в учреждении выполняют с нарушениями или недостатками. И на основании этого оценить бюджетные риски и предложить способы минимизировать их. Для внутреннего финансового аудита ввели новый документ — реестр бюджетных рисков. Как его сформировать, рассмотрим на примере.

ПРИМЕР 2. Аудитор собрал все карты контроля со структурных подразделений учреждения.

Составив на их основе одну карту, он проанализировал все акты внешних ревизий, которые учреждение получало после проверок. Взяв перечень типовых нарушений, подготовленный казначейством, аудитор расписал все операции, проводимые в учреждении, вплоть до исполнителя.

Сопоставив данные, он присвоил каждой операции степень риска. В результате получился реестр рисков, из которого видно не только что это за операция, но и кто ее осуществляет, какие есть бюджетные риски и какие меры необходимо принять для их минимизации. 

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20210208/

Международные стандарты аудита (МСА) – глоссарий КСК ГРУПП

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

Международный стандарт аудита (МСА) представляет собой справочник, в котором приведены общепринятые нормы проведения аудита.

Международный стандарт аудита был создан для гармонизации стандартов аудита на международном уровне. Основными целями его создания были следующие:

  • расширить круг пользователей финансовой отчетности,
  • облегчить сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран,
  • дать возможность оценить компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Статус Положений о международной аудиторской практике

Разработкой положений МСА занимается достаточно большое число организаций. Среди основных: Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. и Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ).

МСА используется при разработке любого вида отчетности, не только лишь финансовой. Помимо Сборника стандартов аудита при его проведении широко используются соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. При этом проведении отчетности по МСА не исключает выполнения аудита по другим стандартам, принятым в каждом конкретном государстве.

Особенности международного стандарта аудита

26 октября 2000 г. в Москве было представлено первое официаль­ное русское издание Международных стандартов аудита (англ. – In­ternational Standarts of Auditing – ISAs) и Кодекса этики Междуна­родной федерации бухгалтеров.

МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в россий­скую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита.

МСА содержат:

  • основные принципы;
  • необходимые процедуры;
  • рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

  • введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;
  • разделы, излагающие суть стандарта;
  • приложения (для некоторых стандартов).

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

  • Международными стандартами финансовой отчетности;
  • национальными стандартами финансовой отчетности;
  • другими нормативными актами, указанными в отчетности.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изло­женными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», при­нятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их тол­кование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).

  1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости).
  2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
  3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
  4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
  5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).
  6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
  7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

Данные актуальны на конец 2021 г.

Юридическая сторона вопроса

При проведении аудита с использованием международного стандарта, руководствуются Сборником стандартов, выпущенным Советом по международным стандартам аудита.

Сборник МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г.

– в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП (Положения по международной аудиторской практике), имеющие четырехзначную нумерацию.

Наиболее часто востребованные главы Сборника носят следующие названия:

  • МСА 200 “Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита”.
  • МС 320 “Существенность при планировании и проведении аудита”.
  • МСА 450 “Оценка искажений, выявленных в ходе аудита”.
  • МСА 260 “Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление”.
  • МСА 240 “Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности”.
  • МСА 210 “Согласование условий аудиторских заданий”.
  • МСА 800 “Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения”.
  • МСА 220 “Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности”.
  • МСА 500 “Аудиторские доказательства

Данные стандарты вступили в силу после 15 декабря 2009 года.

Возврат к списку

Источник: https://kskgroup.ru/press-center/glossary/mezhdunarodnye-standarty-audita/

Стандарты и регламенты внутреннего аудита

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

руководитель Программы сертификации Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» , дипломированный внутренний аудитор (CIA)

Общие правила поведения и ведения деятельности нужны всегда: для нормальной жизни в обществе, в деловой среде, в большой экономике и т.д. Внутренний аудит не исключение: в нем роль таких общих правил выполняют Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита (МПСВА, Стандарты) являются одной из составных частей Международных основ профессиональной практики (МОПП, (IPPF)). Стандарты изложены как принципы и предоставляют собой основу для организации работы внутреннего аудита.

Весь свод Стандартов состоит из двух частей: стандарты качественных характеристик и стандарты деятельности. В Стандартах используются термины, значение которых поясняется в Словаре терминов (Глоссарии). Для правильного понимания и применения Стандартов необходимо рассматривать в совокупности положения Стандартов, их интерпретации и конкретные значения терминов, приводимые в Глоссарии.

Институт внутренних аудиторов обладает эксклюзивными правами на перевод документов МОПП. Члены Института внутренних аудиторов имеют доступ к переведенным на русский язык Стандартам, практическим руководствам и другим материалам.

подробнее

Иногда словом «Стандарты» называют не МПСВА как таковые, а совокупность нескольких документов, входящих в Международные основы профессиональной практики. МОПП на сегодняшний день состоят из семи структурных частей, собственно Стандарты — это только одна, но ключевая часть МОПП.

Компоненты МОПП

Миссия

Обязательные для применения руководства:

  • Определение внутреннего аудита
  • Кодекс этики
  • Стандарты
  • Принципы

Настоятельно рекомендуемые руководства:

  • Руководства по применению (ранее назывались «Практические указания»)
  • Дополнительные руководства (ранее назывались «Практические руководства»)

С подробной информацией о содержании МОПП можно ознакомиться на сайте Института внутренних аудиторов.

Стандарты

Международный Институт внутренних аудиторов (The IIA) начал разрабатывать Стандарты в сороковых годах прошлого века. В этих документах изложены основные правила организации подразделения внутреннего аудита, методологические основы осуществления внутреннего аудита, а также вопросы обеспечения качества его работы.

Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита не следует путать с профессиональным стандартом «Внутренний аудитор»,  утвержденным Министерством труда РФ в 2015 году , в котором изложены требования к профессиональным знаниям, навыкам и умениям работников, выполняющих функции внутреннего аудитора.

Очень важный раздел Стандартов — это Глоссарий.

Терминология, которая применяется в странах с развитой экономикой, существенно отличается от того, к чему привыкли хозяйствующие субъекты на постсоветском пространстве с ревизионной парадигмой организации внутреннего контроля. Тем не менее международная терминология постепенно получает признание и в России, в том числе в госкомпаниях и госучреждениях.

Стандарты имеют универсальный характер — они одинаково применимы для всех отраслей, для всех сфер деятельности и для всех правовых систем в любой стране мира

Это фундамент, на основе которого можно составлять  локальные документы , отражающие нюансы отдельной компании.

Стандарты — это достаточно стабильный документ, который уже более 10 лет существует без революционных изменений, хотя текст Стандартов периодически обновляется. Идет развитие профессии, отношение заинтересованных сторон к работе внутреннего аудита меняется и, как следствие, трансформируются структура и содержание МОПП.

Обязательные и дополнительные руководства

В других частях МОПП изложены  миссия внутреннего аудита, определение, принципы, кодекс этики, руководства по применению Стандартов и дополнительные руководства.

Руководства по применению Стандартов — гораздо более обстоятельный документ, чем сами Стандарты, он занимает почти 200 страниц.

То есть под каждый Стандарт имеется небольшая методичка о том, как можно его перевести в практическую плоскость. Каждый отдельно взятый Стандарт — это постулат, который может занимать, к примеру, один параграф.

А Руководство по применению — это толкование стандарта, которое занимает уже одну-две страницы текста, иногда больше.

Дополнительные руководства — это, как правило, методические документы довольно большого объема (иногда несколько десятков страниц) о том, как можно на практике реализовывать требования Стандартов.

Дополнительные руководства не являются строго обязательными к применению, но внутренним аудиторам рекомендуется их знать и использовать в практической деятельности по мере необходимости.

В Дополнительных руководствах отражена передовая практика выполнения тех или иных аудиторских задач, организации работы внутреннего аудита.

Регуляторы на страже

Службы внутреннего аудита российских организаций в последние годы все активнее применяют Стандарты. В некоторых случаях это происходит естественным путем — там, где у руководства компаний есть стремление развиваться и соответствовать лучшим практикам.

В других случаях Стандарты начинают применяться под воздействием регулятора, например, Банка России, или ключевого собственника, к примеру, Росимущества. Ссылки на Стандарты включены и в  Кодекс корпоративного управления , и методические документы  Росимущества .

Стандарты ни в одной из стран (насколько известно) не закреплены жестко на законодательном уровне; они признаны мировым сообществом и утверждены профессиональной ассоциацией. Законом предусматривается право исполнительных органов власти определять те или иные правила поведения.

Было бы странно, если бы нормами закона были установлены столь детальные требования к внутрикорпоративному устройству всех видов организаций. Поэтому, как правило, регуляторы в разных странах используют технологию «отсылки».

То есть утверждаются общие требования к организации внутреннего аудита, определяется государственный орган-регулятор, который уже в своих нормативных актах при определении правил осуществления внутреннего аудита дает ссылку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита», которые разработаны IIA.

Например,  ИНТОСАИ , Базельский комитет по банковскому надзору, Международная ассоциация страховщиков — основывают свои документы на Стандартах и делают на них ссылки:

  • Внутренний и внешний аудит в банках 

Документы Базельского комитета по банковскому надзору (письмо ЦБ РФ от 13.05.2002 N 59-Т).

  • Система внутреннего контроля в банках

Источник: https://kachestvo.pro/kachestvo-produktsii/standartizatsiya/standarty-i-reglamenty-vnutrennego-audita/

Новая модель квалификационного экзамена для аудиторов начнет действовать с 2021 года

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

Глава ЕАК Ирина Красильникова рассказала о новой модели единого квалификационного экзамена в соответствии с международными стандартами образования в области аудита, позволяющего проверить профессиональные компетенции в аудиторской деятельности (аудиторских услугах) и получить единый аттестат, дающий доступ в аудиторскую профессию.

В связи с чем возникла необходимость изменения модели экзамена

Сегодня круг задач, выполняемых аудиторами в России и во всем мире, существенно расширился. Это связано с возрастающими требованиями к бизнесу, который проверяют аудиторы, повышением уровня взаимодействия российских и зарубежных компаний, изменениями в отечественном и международном законодательстве и рядом других факторов.

Именно поэтому необходимо, чтобы система квалификационной аттестации аудиторских кадров соответствовала вызовам современной экономики, а Единый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора давал доступ в аудиторскую профессию людям, обладающим высоким уровнем компетенций во всех областях, соответствующих международным стандартам образования аудиторов, а также требованиям российского законодательства в сфере аудиторской деятельности.

Экзамен в его нынешнем виде существует с 2011 г. За это время он постоянно совершенствовался, и направляющую роль в изменениях методических подходов к экзамену, безусловно, сыграли рекомендации Совета по аудиторской деятельности, объединяющего компетентных представителей бизнеса — потребителей аудиторских услуг, аудиторской профессии и государственного регулирования.

В 2021 году Правительством РФ были приняты ключевые решения по совершенствованию квалификационного экзамена, приведению его в соответствие с международными стандартами образования в области аудита.

На основании Поручения Правительства РФ АНО «ЕАК» приступила к разработке компетентностной модели нового экзамена, которая предполагает в большей мере практико-ориентированный подход к оценке компетенций потенциальных аудиторов.

Кто участвовал в разработке экзамена

Разрабатывая новую модель, мы не просто опирались на положительный международный опыт. К реформированию экзамена были привлечены представители профессионального аудиторского сообщества, преподаватели передовых российских вузов — всего более 50 специалистов.

Все они внесли важный вклад в формирование нового экзамена — мы учли предложения каждого эксперта, входящего в рабочую группу, услышали голос всех, кто пожелал принять участие в обсуждении предлагаемых принципов формирования и структуры новой модели экзамена.

Результатом такой совместной и высокопрофессиональной работы стало одобрение Советом по аудиторской деятельности предложенной АНО «ЕАК» новой модели квалификационного экзамена в феврале 2021 года.

Что изменится в структуре нового экзамена

В отличие от действующего экзамена новый будет состоять из 3 уровней: базового, основного и квалификационного.

На базовом уровне у претендента будут проверяться его начальные компетенции: ориентированность в профессии, понимание теоретических основ, умение применять базовые знания в решении типовых задач. Данный этап экзамена будет проходить в виде компьютерного тестирования.

Претенденту предстоит сдать 5 отдельных модулей: «Основы бухгалтерского учета», «Основы аудиторской деятельности», «Финансы и финансовый анализ», «Основы законодательства РФ», «Основы налогового законодательства РФ». Каждый модуль включает 40 вопросов.

Время, отведенное претенденту на ответы, составляет 2 часа.

Примечательно, что любой сдающий может сам выбрать дату для записи на этот этап экзамена. Сдавать можно как по одному, так и по несколько модулей в один день. Приятным новшеством станет и то, что претендентам теперь не придется ждать набора группы: этот этап экзамена может сдаваться индивидуально.

Важнейшим новшеством стало то, что выпускники вузов, получившие профильное образование или прошедшие специальные программы обучения, аккредитованные АНО «ЕАК», смогут рассчитывать на зачет модулей базового уровня экзамена.

Основной уровень призван проверить профессиональные компетенции претендента. На этом этапе сдающий демонстрирует углубленное понимание процессов и задач, с которыми сталкивается аудитор в своей работе.

Кроме того, для успешного прохождения данного уровня претенденту придется продемонстрировать свои аналитические способности: сравнивать принципиально важные показатели, подбирать наиболее оптимальный сценарий решения той или иной ситуации в каждой области знаний.

Основной уровень сдается в виде письменной работы, с применением компьютера. Испытание включает в себя 6 модулей. Экзаменационная сессия для сдачи основного уровня будет проводиться 2 раза в год в течение 3 дней, претенденту предлагается сдавать по 2 модуля в день. Время на решение заданий одного модуля не превышает 3 часов.

Квалификационный уровень — венец всего экзамена, его завершение позволяет получить аттестат аудитора.

Он призван комплексно проверить знания и навыки сдающего по всем областям, предложенным в рамках экзамена, а также способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации.

Проводится в виде ситуационной задачи, которую претенденту предстоит решить за 4 часа. При этом экзаменационная сессия также будет проводиться 2 раза в год со смещением относительно сессии основного уровня.

Планируется, что после успешной сдачи каждого модуля претендент сможет получить соответствующий подтверждающий документ АНО «ЕАК», что позволит привлечь к сдаче экзамена представителей смежных с аудитом профессий — бухгалтеров, внутренних аудиторов и др. Документ станет свидетельством того, что претендент профессионально освоил соответствующую область аттестации, располагает необходимыми компетенциями, и как следствие позволит рассчитывать на преференции со стороны работодателя.

Важно понимать, что точный срок начала проведения нового экзамена будет установлен регулятором. В соответствии с планом мероприятий по внедрению нового экзамена предполагается, что это будет в 2021 г.

Мы понимаем, что любое масштабное нововведение невозможно без переходного периода. Именно поэтому претенденты, которые начали сдавать экзамен по действующей модели, будут иметь в запасе 2 года после введения новой модели, чтобы завершить его в соответствии с действующим порядком.

Что же касается единого аттестата, полученного аудиторами с 2011 года, он останется действующим в рамках законодательства об аудиторской деятельности — в новой модели не предусмотрено дополнительных процедур подтверждения результатов испытания 2011–2021 годов.

Взаимодействие с учебно-методическими центрами в рамках нового экзамена

Конечно, взаимодействие с учебно-методическими центрами, которые сегодня помогают готовить претендентов, претерпит ряд значимых изменений. Так, мы рассматриваем возможность рекомендации методических материалов, учебных пособий, разрабатываемых УМЦ для подготовки к сдаче экзамена. Впрочем, Комиссия планирует выпускать собственные методические материалы для претендентов.

Мы предполагаем, что внедрение новой модели экзамена повлечет повышение качества аудиторской подготовки и процедуры ее оценки в РФ, а также позволит приблизить российский экзамен к международным стандартам.

Источник: https://gaap.ru/articles/Novaya_model_kvalifikatsionnogo_ekzamena_dlya_auditorov_nachnet_deystvovat_s_2021_goda/

Что нужно знать об обязательном аудите за 2021 год. Изменениям быть, но критерии аудита прежние — Финансы на vc.ru

Стандарты аудиторской деятельности действующие в 2021 году

Последняя новость о повторном вынесении Минюстом на общественное обсуждение проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, где про обязательный аудит говорится в части повышения штрафов, добавила поводов для волнения многим предпринимателям: ответить рублем придется не только за непредоставление обязательной для аудита отчетности и аудиторского заключения, но и за несоблюдение установленных сроков, и штрафы все-таки планируют повышать.

Расскажем, в каких случаях необходимо провести обязательный аудит, как это эффективно сделать, чтобы получить не только аудиторское заключение, но и страховку от налоговых претензий и предотвратить возможные штрафы.

Об обязательном аудите вообще и критериях, не изменившихся в 2021 году

1. Обязательный аудит — это ежегодная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, подтверждающая ее достоверность; обязанность его проводить есть у тех, у кого:

1.1. Выручка > 400 млн руб. или валюта баланса > 60 млн руб. за предыдущий год.

1.2. Форма собственности: АО, банк, страховая компания, ОЗХС.

1.3. Консолидированная отчетность и иные особенности, соответствующие другим требованиям законов 307-ФЗ, 208-ФЗ

2. Доверить аудит лучше аудиторской компании, состоящей в действующем СРО и прошедшей внешний контроль качества своей деятельности, или частному аттестованному аудитору (тут высокие риски и есть запреты, например, если ваша организация является государственной корпорацией, негосударственным пенсионным фондом, кредитной, страховой организацией и т.д.).

3. С 1 января 2021 года деятельность аудиторов диктуют и Международные стандарты аудита (МСА).

А нам сдавать? Кто должен проходить обязательную аудиторскую проверку?

Список организаций для проведения обязательного аудита довольно большой, часто меняется и всегда в доступе на сайте Минфина РФ. Перечислим лишь критерии обязательного аудита:

  • акционерные общества;
  • все виды пенсионных фондов;
  • государственные компании;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • кредитные организации;
  • политические партии и многие другие.

Подпадать под обязательную аудиторскую проверку могут и ООО, например, если ценные бумаги организации участвуют в торгах, или объем выручки составляет от 400 млн руб. в год и сумма активов баланса на конец года более 60 млн. руб. Или если компании необходимо раскрыть сводную бухгалтерскую отчетность и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=sfKI5–mxKg

Для сравнения критериев в целях обязательного аудита за 2021 год берется выручка за 2021 год и стоимость активов на 31 декабря 2021, а для обязательного аудита за 2021 год необходимы данные по итогам 2021 года.

Обязаловка, но польза

Обязательный аудит — мероприятие обязательное и ежегодное.

Есть два способа его провести: один раз в год или же поэтапно в течение всего года, то есть делать так называемый системный комплексный обязательный аудит.

С первым вариантом все понятно: надо, позвали аудиторов и получили заключение — слишком формально. Второй — рассмотрим подробнее, так как считаем его максимально правильным и полезным для бизнеса.

Преимущества системного комплексного обязательного аудита:

  • Процедура аудита — кропотливый, требующий особого внимания и организации процесс. Проведенный в ограниченном временном промежутке аудит всегда менее точный, отвлекает сотрудников от работы и не приносит дополнительной пользы.

    Тогда как системный аудит и помощь аудиторов в исправлении текущей ситуации с учетом и налогами дают возможность работать спокойно и эффективно.

  • Системный подход выявляет неточности и ошибки не только бухучета, но и налогообложения в моменте. Поэтому они сразу исправляются, а вместе с ошибками уходят и возможные риски.

    Появляются существенные новые возможности оптимизации — использования законных финансовых и налоговых резервов (новые правила применения ПБУ 18/02 в 2021 году и других положений по бухучету и налогу на прибыль).

  • В результате единовременного аудита компания имеет аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности.

    Результат системного комплексного обязательного аудита — постоянная поддержка профессионалов в течение всего года: аудиторов и налоговых юристов, то есть возможность не только что-то исправить, но и предвосхитить, зачастую пойти более выгодным для бизнеса путем, раскрыв и высвободив дополнительные денежные средства за счет открытия финансовых резервов.

  • Некоторые активные аудиторские организации в Москве предоставляют летом своим клиентам полезные бонусы и подарки! Например, группа компаний «Правовест Аудит» (16 место в рейтинге RAEX) дарит клиентам:актуализацию Учетной политики на 2021 год «под ключ» при заключении договора на аудит летом — узнать цену за 1 мин >>; видеокурс «Изменения ПБУ 18/02 „Учет расчетов по налогу на прибыль организаций“: применяем на практике» — в подарок всем, кто заполнит Анкету на аудит.
  • Наконец, системный комплексный обязательный аудит — возможность для компании получить реальную защиту от налоговых претензий по этому периоду в течение последующих трех лет и денежную страховку, которая покроет в случае маловероятных налоговых доначислений недоимки, штрафы и пени.

Подробнее о системном комплексном обязательном аудите

«Основные цели независимого аудитора и проведения аудита в соответствии с международными стандартами аудита — повысить степень уверенности предполагаемых пользователей в финансовой отчетности».

ТОП 5 выгод антикризисного аудита

Качество аудита сильно зависит от профессионализма и опыта аудиторов. Время лучших из них забронировано на год вперед. Чем ближе финальная дата сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, тем ниже возможность воспользоваться именно их услугами. И снова выручает системный комплексный обязательный аудит, когда профессионалы определены заранее и сопровождают вас в течение года.

Полезно знать. Условия обязательного аудита

Описывать регламенты не будем: законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность, часто уточняется.

Скажем лишь, что на сегодняшний день при проведении обязательного аудита аудиторы руководствуются 48 стандартами (Приказ Минфина от 9 января 2021 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

В свою очередь, МСА влияют на работу с документацией, усложняя аудит и требуя высокой квалификации специалистов и одновременно систематизируя, делая более полезным для бизнеса.

Нужно знать, что за 2021 год аудиторское заключение подается в налоговые органы в электронном виде вместе с бухгалтерской (финансовой) отчетностью (ст. 18 № 402-ФЗ) или не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, до 31 декабря 2021 года включительно, а за 2021 год — не позднее 31 декабря 2021 года соответственно.

Источник: https://vc.ru/finance/134818-chto-nuzhno-znat-ob-obyazatelnom-audite-za-2021-god-izmeneniyam-byt-no-kriterii-audita-prezhnie

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: