В силу сложившейся ситуации

25 лет назад Михаил Горбачев ушел с поста президента СССР

В силу сложившейся ситуации

“Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР” – с таких слов началось телеобращение Михаила Горбачева 25 декабря 1991 года. 

За два дня до этого в Кремле состоялась встреча Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, которая длилась почти 10 часов.

Обсуждались технические процедуры перехода государственной власти от президента Союза к главе РСФСР. В частности, лидеры договорились, что 25 декабря состоится передача Ельцину ядерных кодов (т.н.

“ядерного чемоданчика”). Кроме того, речь шла об архивах Политбюро ЦК КПСС и личном архиве президента СССР.

Лидеры также договорились об условиях отставки Горбачева: предоставлении ему пенсии, дачи, автотранспорта, охраны, помещения для “Горбачев-Фонда”. Президент СССР обязался в течение полугода не выступать с критикой российских властей.

25 декабря 1991 г. около 17:00 состоялись два телефонных разговора Михаила Горбачева: с президентом США Джорджем Бушем и министром иностранных дел Германии Гансом- Дитрихом Геншером.

Вы можете спокойно праздновать Рождество, спокойно спать этой ночью. Что касается меня, то я не собираюсь прятаться в тайгу. Я буду оставаться в политике, в общественной жизни

Михаил Горбачев

президент СССР, в разговоре с президентом США Джорджем Бушем 25 декабря 1991 года

В разговоре с Бушем Горбачев сообщил, что через два часа сделает заявление об уходе с поста президента СССР и выразил надежду, что страны Запада окажут поддержку СНГ и России.

Кроме того, Михаил Горбачев проинформировал президента США, что передает право на использование ядерного оружия президенту РФ Борису Ельцину. “Так что вы можете спокойно праздновать Рождество, спокойно спать этой ночью. Что касается меня, то я не собираюсь прятаться в тайгу. Я буду оставаться в политике, в общественной жизни”, – заключил Горбачев.

Прощание президента и спуск флага

Около 19:00 советский президент подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР и упразднении Совета обороны при президенте СССР.

В 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР.

“Я твердо выступал за самостоятельность, независимость народов, за суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути.

Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться”, – заявил в Горбачев.

Газета “Правда” с первополосным материалом об уходе Михаила Горбачева

© Виктор Дятликович/ТАСС

Он посетовал, что решение о ликвидации СССР было принято без учета “народного волеизъявления”. Однако тут же заявил, что будет делать все возможное, чтобы Алма-Атинские соглашения “привели к реальному согласию в обществе, облегчили бы выход из кризиса и процесс реформ”.

В 19:38, еще до того как завершилось телевизионное обращение Горбачева, с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

После завершения телеобращения Горбачев дал краткое интервью корреспондентам американской телекомпании Си-эн- эн. Затем, согласно договоренности, бывший глава СССР готовился передать “ядерный чемоданчик” Борису Ельцину. Однако российский президент не явился на встречу, так как был недоволен содержанием выступления Горбачева по телевидению.

Ельцин отказался принимать ядерные коды в кабинете бывшего президента СССР и предложил провести эту процедуру в другом помещении Кремля, на “нейтральной территории”, – в Екатерининском зале Большого Кремлевского дворца. Горбачев не согласился с таким вариантом и передал “ядерный чемоданчик” командующему Вооруженными силами СССР маршалу Евгению Шапошникову.

27 декабря Горбачев собирался в последний раз приехать в свой кабинет в Кремле, чтобы разобрать бумаги и встретиться с японскими журналистами. Но сделать это ему не удалось – кабинет уже занял Борис Ельцин

Никаких иных официальных церемоний, связанных с прекращением деятельности президента СССР, не проводилось.

Вечером 25 декабря в Ореховой гостиной Кремля состоялся прощальный ужин с участием нескольких человек из ближайшего круга Горбачева (советника президента СССР Александра Яковлева, председателя Всесоюзной телерадиокомпании Егора Яковлева, помощника Горбачева Анатолия Черняева, пресс-секретаря президента СССР Андрея Грачева).

26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного совета СССР принял декларацию, в которой говорилось, что в связи “с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование”.

27 декабря 1991 г. Горбачев собирался в последний раз приехать в свой кабинет в Кремле, чтобы разобрать бумаги и встретиться с японскими журналистами. Но сделать это ему не удалось, поскольку выяснилось, что кабинет уже занят Борисом Ельциным.

Пост президента СССР

В феврале 1990 г. генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев заявил о необходимости учреждения поста президента СССР и отмены положения советской Конституции о руководящей роли КПСС в государстве.

14 марта того же года в Основной закон были внесены поправки, согласно которым отменялась однопартийная система и учреждался пост президента Советского Союза. 15 марта на III съезде народных депутатов Горбачев был избран президентом СССР.

За него проали 1 тыс. 329 депутатов, “против” – 495 (из 2 тыс. 245).

Распад СССР

Попытка реформирования политической системы СССР в годы перестройки (1985-1991) привела к обострению всех имевшихся противоречий. Ослабление власти КПСС вызвало резкий рост сепаратизма союзных республик.

Первая декларация о суверенитете была принята Верховным советом Эстонской ССР 16 ноября 1988 г. В 1989 г. аналогичные правовые акты приняли Литва, Латвия и Азербайджан, а в течение 1990 г. – остальные союзные республики, включая РСФСР (декларация от 12 июня 1990 г.).

Этот процесс получил название “парад суверенитетов”.

'Хроника распада СССР'

В попытке преодолеть дезинтеграционные процессы Михаил Горбачев предложил главам союзных республик заключить новый Союзный договор. Документ предусматривал новую концепцию: каждая республика, входящая в состав Союза, получала статус суверенного государства.

24 декабря на IV Съезде народных депутатов было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР. 17 марта 1991 г. за сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против – 21,7%.

Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от участия в плебисците.

С 23 апреля по 23 июля 1991 г.

в резиденции главы СССР в Ново-Огарево велись переговоры между Михаилом Горбачевым и президентами девяти из 15 союзных республик (РСФСР, Украинской, Белорусской, Казахской, Узбекской, Азербайджанской, Таджикской, Киргизской и Туркменская ССР) о создании Союза Суверенных Государств. Подписание соглашения было запланировано на 20 августа, однако в ночь на 19 августа группа высших руководителей СССР сформировала Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Члены ГКЧП ввели в стране чрезвычайное положение и попытались отстранить Михаила Горбачева от власти. Таким образом они намеревались не допустить подписание нового Союзного договора, который, по их мнению, привел бы к распаду СССР.

Однако руководители ГКЧП не решились на применение силы. 21 августа вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал указ о роспуске ГКЧП и недействительности всех его решений.

В тот же день аналогичный акт издал президент РСФСР Борис Ельцин, а прокурор республики Валентин Степанков вынес постановление об аресте его членов.

После провала ГКЧП союзные республики заявили о своей независимости (24 августа – Украина, 30 – Азербайджан, 31 – Узбекистан и Киргизия, остальные – в сентябре-декабре 1991 г.). Политические позиции президента СССР ослабли. 24 августа 1991 г. Михаил Горбачев распустил Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР.

2-5 сентября 1991 г. в Москве состоялся V Съезд народных депутатов СССР (высший орган власти в стране). В последний день заседаний был принят закон “Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период”, в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному совету СССР.

В качестве временного органа высшего союзного управления “для согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики” был учрежден Государственный совет СССР в составе президента Советского Союза и глав РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового союзного договора.

14 ноября 1991 г. Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 г.

В тот же день главы семи союзных республик (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) и президент СССР договорились подписать 9 декабря новый Союзный договор.

Согласно ему, Союз Суверенных Государств предполагалось учредить как “конфедеративное демократическое государство”. Этот план осуществлен не был.

“Беловежское соглашение” и Алма-Атинская декларация

8 декабря 1991 г.

лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 10 декабря документ ратифицировали Верховные советы Украины и Белоруссии, 12 декабря аналогичный акт принял российский парламент.

10 декабря состоялось заседание Координационного совета при президенте СССР, в ходе которого советники Михаила Горбачева заявили о бесперспективности силового противодействия республикам.

В частности, глава Центральной службы разведки СССР Евгений Примаков заявил, что “на армию не опереться, международные силы будут взаимодействовать с Россией, с республиками”.

Такую же позицию заняли командующие частями советской армии, созванные Горбачевым в тот же день на совещание в Москве (участвовали 500 человек от всех родов войск, начиная с командиров дивизий).

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате (Казахстан) 11 руководителей бывших союзных республик подписали декларацию о целях и основных принципах СНГ. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование.

По материалам ТАСС-Досье

Источник: https://tass.ru/politika/3903274

Минфин и ФАС признали пандемию коронавируса форс‑мажором

В силу сложившейся ситуации

Статья актуальна на 12 апреля 2021

Закрытые границы, приостановленное производство, отсутствие товаров в наличии — последствия пандемии можно признать обстоятельством непреодолимой силы и отсрочить поставку без штрафов. Рассказываем, как это сделать.

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Под форс-мажором подразумевают непреодолимые обстоятельства, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства. Среди таких обстоятельств стихийные бедствия, военные действия, запретительные меры государства, массовые заболевания и другие препятствия. Пандемия коронавируса тоже считается форс-мажором.

19 марта 2021 Министерство финансов и Федеральная антимонопольная служба признали пандемию COVID-19 форс-мажором: 

  • По мнению Минфина России, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2021-NCOV,  носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
  • Пресс-служба ФАС отметила: сложившиеся обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении административных дел, жалоб на закупки и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Как получить отсрочку

Согласно 44-ФЗ, отказаться от выполнения обязательств по контракту нельзя. Можно только получить отсрочку до тех пор, пока непреодолимые обстоятельства существуют. В сложившейся ситуации отсрочка действует до окончания пандемии.

План действий при наступлении форс-мажора такой:

  1. В течение одного дня после его возникновения исполнитель сообщает заказчику о возникновении чрезвычайной ситуации, которая мешает подписать или исполнить контракт в установленные сроки.
  2. Исполнитель доказывает, что обстоятельства имеют непреодолимую силу и препятствуют исполнению обязательств. В противном случае он может получить штраф, пени или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Способ доказательства в законе не указан, так что исполнитель составляет документ в свободной форме.
  3. Когда форс-мажорные обстоятельства перестают действовать, исполнитель уведомляет заказчика. На это тоже дается один день.

Как доказать форс-мажор во внешнеэкономической сделке

Нужно получить сертификат, который подтвердит обстоятельства непреодолимой силы. Его оформляет Торгово-промышленная палата (ТПП) в соответствии со своим положением.

Решение о выдаче сертификата принимают отдельно для каждого обращения. Представители ТПП проанализируют условия контракта и документы, подтверждающие наличие форс-мажорного события.

Заявление рассмотрят в течение 10 рабочих дней после его регистрации. 

Сертификат освобождает от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств из-за обстоятельств непреодолимой силы.

Например, автопром не будут штрафовать за нарушение сроков госконтрактов. Правительство опубликовало соответствующее распоряжение на сайте Кабмина.

По обоюдному согласию сторон можно изменить сроки выполнения обязательств без взыскания штрафов и пеней с поставщика.

Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов — поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД. 

Как еще пандемия повлияла на закупки?

1 апреля вступили в силу льготы для поставщиков (98-ФЗ)

  • До конца 2021 года заказчики могут не требовать обеспечение контракта и гарантийных обязательств в закупках у малого бизнеса без аванса. 
  • Разрешили менять цену и сроки исполнения заключенного контракта, если работать на старых условиях мешают последствия пандемии. 
  • Спишут неустойки, начисленные в 2021 году. 
  • Заказчикам разрешили устанавливать аванс до 50 %.

Заказчики смогут больше закупать у единственного поставщика

Можно покупать без конкурса все что нужно, но заказчики должны будут обосновать, почему проведение закупки нецелесообразно. Минфин подтвердил право провести закупку у единственного поставщика в письме от 19 марта 2021 г. № 24-06-06/21324. Позже это условие появилось и в 98-ФЗ.

Заказчикам разрешили проводить закупки дистанционно  

ФАС обязала работать электронные торговые площадки, а правительство приняло постановление от 03.04.2021 № 443, которое дает возможность  проводить закупки в нерабочие дни:

  • Все этапы закупки, которые измеряли в рабочих днях, измеряют в календарных. Выходными считаются только суббота и воскресенье. 
  • Конкурсные комиссии работают дистанционно. 
  • Протоколы можно составлять в электронной форме и подписывать одной квалифицированной электронной подписью сотрудника, который имеет право действовать от имени заказчика.

Больше подробностей в дайджесте за 2 квартал 2021. 

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1273-koronavirus-fors-major

Влияние коронавируса на договоры (форс-мажор) — Право на vc.ru

В силу сложившейся ситуации

Краткий обзор основных юридических последствий коронавируса в отношении коммерческих контрактов.

Другие материалы по этой теме, включая влияние эпидемии на трудовые отношения и корпоративные процедуры, вместе с подборкой полезных ресурсов вы можете найти здесь: «Коронавирус Covid-2021: правовые последствия» (регулярно обновляется).

​Юридические основания для пересмотра договоров во время кризисной ситуации

Кто бы мог предположить еще месяц назад, что летучая мышь на рыбном рынке в китайской провинции станет причиной глобальной рецессии и приведет к обвалу финансовых рынков?

Последствия коронавируса прямо или косвенно отражаются на всех отраслях экономики. Особенно наглядно это проявляется там, где между контрагентами есть долгосрочный договор, который был заключен до того, как стороны могли себе представить последствия вируса.

В таких ситуациях стороны хотят знать, что предусматривает договор на случай наступления таких обстоятельств. С точки зрения российского права есть три юридические концепции, которые могут применяться к договорным отношениям в ситуации кризиса:

  1. Непреодолимая сила, или «форс-мажор» (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).
  2. Невозможность исполнения обязательства (ст. 416 и 417 ГК РФ).
  3. Существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Наиболее распространенным основанием, влияющим на общие положения об ответственности сторон договора, является форс-мажор. Он подробнее рассмотрен ниже. Две другие концепции кратко рассмотрены в конце.

Форс-мажор как обстоятельство, исключающее ответственность

Форс-мажор — это юридическая концепция, в соответствии с которой сторона договора может избежать ответственности за неисполнение договора при наступлении определенных обстоятельств.

В странах континентальной правовой семьи (Германия, Россия, Китай, ОАЭ), где есть кодифицированное законодательство, понятие «форс-мажора», как правило, закреплено в гражданских кодексах. Так, в России это ч. 3 ст. 401 ГК РФ, которая гласит:

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

В юрисдикциях системы общего права (Англия, США, Сингапур, Индия), которые развивались под влиянием прецедентного права и зачастую не имеют кодифицированного гражданского законодательства, форс-мажор не всегда является правилом, которое применяется по умолчанию.

Вместо этого понятие «форс-мажора» и его конкретные условия должны быть прямо зафиксированы в договоре, чтобы стороны могли ссылаться на наступление таких обстоятельств.

Включение таких условий является распространенной практикой, особенно в комплексных контрактах. Поэтому если контракт подчинен английскому праву, в первую очередь стоит открывать сам контракт и искать там определение «форс-мажора».

Наступление форс-мажорного обстоятельства позволяет стороне не исполнять свои обязательства из договора и при этом нести ограниченную ответственность (при соблюдении ряда условий). В российском правовом поле для признания обстоятельства форс-мажором оно должно удовлетворять всем следующим условиям:

  1. Обстоятельство исключительно и не является обычным в конкретных условиях.
  2. На момент заключения договора стороны не могли предвидеть возникновение обстоятельства.
  3. Наступление обстоятельства не зависит от воли какой-либо из сторон договора.
  4. Обстоятельство непредотвратимо, что означает невозможность для любого участника гражданского оборота избежать наступления обстоятельства или его последствий.

Коронавирус безусловно отвечает признакам три и четыре из списка выше. Вместе с тем в отношении его исключительности и возможности предвидеть наступление эпидемии у сторон могут быть разные взгляды.

Кто-то может выдвинуть аргумент, что за последние два десятилетия было несколько глобальных эпидемий (атипичная пневмония, эбола, свиной грипп), что лишает коронавирус исключительного характера. В качестве контраргумента другая сторона может заявить, что последствия коронавируса настолько сильно отличаются от предыдущих пандемий, что нынешний вирус было невозможно предсказать.

Ответ на этот вопрос будет в конечном счете зависеть от многих факторов, в том числе от характера договорных отношений, профессионализма сторон и усмотрения арбитра.

Стоит сказать: согласно разъяснениям Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (ТПП РФ), которая занимается выдачей сертификатов о наступлении форс-мажорных обстоятельств, массовые заболевания (эпидемии), ограничения перевозок, запретительные меры государств и запрет торговых операций являются событиями форс-мажора.

Если вы полагаете, что для вашего конкретного случая коронавирус является форс-мажором, вам стоит помнить о следующих особенностях.

Во-первых, эта норма диспозитивна, то есть стороны вправе изменить ее по своему усмотрению в договоре, что часто и происходит. Соответственно, нужно сначала смотреть сам договор, который обычно предусматривает подробную процедуру взаимодействия сторон.

Во-вторых, оговорка о форс-мажоре часто требует, чтобы пострадавшая сторона направила другой стороне уведомление в течение десяти дней с даты наступлении форс-мажора, чтобы иметь юридическую силу.

В-третьих, к обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов. Это означает, что если поставщик не может поставить деталь в срок потому, что сам не смог получить ее от завода-изготовителя, то статья о форс-мажоре не спасет такого поставщика. Отсутствие денежных средств также не является форс-мажором.

Невозможность исполнения обязательства

В теории коронавирус и его последствия могут вообще прекращать обязательства по договору, а не просто освобождать от ответственности за их неисполнение, как это было бы с форс-мажором. Ст. 416 ГК РФ формулирует следующее:

Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Речь в статье идет о тех случаях, когда обязательство невозможно исполнить физически, даже если основания, вызвавшие невозможность исполнения, отпадут. Это означает, что если невозможно перепоручить иному лицу исполнить обязательство или если невозможность носит временный характер, то ст. 416 ГК РФ применяться не будет.

Невозможность также бывает юридической, когда физически обязательство исполнить можно, но его исполнение будет противоречить закону. Такую ситуацию регулирует ст. 417 ГК РФ:

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

Повторим, что в обоих случаях речь идет о том, что невозможность должна быть постоянной и окончательной, а не временной. Именно постоянная окончательная невозможность – главный критерий, по которому форс-мажор можно отличить от невозможности исполнения.

Единственное исключение – если невозможность хотя и является временной, но достоверно известно, что обстоятельства, вызвавшие невозможность, не отпадут до истечения срока обязательства.

Последствие невозможности исполнения — это автоматическое прекращение обязательства. В случае наступления постоянной и окончательной невозможности должнику в обязательстве не нужно даже уведомлять кредитора. Если из договора вытекало исполнение только одного обязательства, договор автоматически будет прекращен.

Важный момент — невозможность исполнения должна быть последующей, то есть наступить уже после заключения договора. В случае изначальной невозможности применяется другой подход. Если на момент заключения договора и должник, и кредитор знали о том, что исполнить обязательство будет невозможно, такой договор является мнимым и не создает никаких обязательств.

Если же только должник достоверно знал о том, что взятое им на себя обязательство невозможно исполнить, а кредитор полагал исполнение возможным, то в таком случае обязательство существует, а должник несет перед кредитором ответственность за его неисполнение.

Существенное изменение обстоятельств

Другой релевантной концепцией является существенное изменение обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 451 ГК РФ:

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Чтобы отличить форс-мажор от существенного изменения обстоятельств, можно руководствоваться следующей логикой. При форс-мажоре обстоятельство должно полностью блокировать исполнение обязательства, а не просто осложнять его.

Например, если в результате распространения вируса увеличивается срок исполнения обязательства (для поставки товара требуется проложить альтернативный более длинный маршрут), тогда речь идет о существенном изменении обстоятельств.

Изменение обстоятельств признается существенным тогда, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут или изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

  • В момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.
  • Изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота.
  • Исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
  • Из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Важно помнить, что существенное изменение обстоятельств не дает право обязанной стороне не исполнять обязательство и освободиться от ответственности. При существенном изменении обстоятельств у обязанной стороны есть лишь право договориться с другой сторон о расторжении или изменении договора. Это право обеспечено возможностью обратиться в суд, если соглашения все-таки достигнуть не удастся.

Многие полагают, что последствия коронавируса на мировые цепочки поставок только проявят себя в ближайшие месяцы. Если это так, то сторонам договорных отношений стоит понимать объем ответственности перед своими клиентами и поставщиками. Для этого необходимо изучить положения договора и норм применимого права, которые применяются по умолчанию.

Авторы статьи — Роман Бузько и Егор Ларичкин из Buzko Legal.

Источник: https://vc.ru/legal/112156-vliyanie-koronavirusa-na-dogovory-fors-mazhor

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: