Водный кодекс рф 2021 последняя редакция

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

Водный кодекс рф 2021 последняя редакция

Добро пожаловать на сайт «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Кодекс внутреннего водного транспорта России предназначен для того, чтобы регулировать взаимоотношения лиц, участвующих в перемещении грузов и людей водным транспортом внутри территории страны. При этом нормативы этого документа выходят далеко за пределы собственно регулирования процессов, обеспечивающих перемещения водных судов.

Объекты, субъекты и основные понятия

Данный кодекс является своего рода аналогом кодекса торгового мореплавания. Последний отличается большим объёмом, сложностью и наличием иностранной специфики.

Между этими двумя документами есть и грани соприкосновения. Они касаются судов, осуществляющих движение по маршрутам, связывающим морские и речные линии. Несмотря на перемещение судов не только по морю, но и по рекам или озёрам, вся деятельность людей по обеспечению этого процесса регулируется кодексом торгового мореплавания.

КВВТ РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, а так же организациями, обеспечивающими судоходство на внутренних водоёмах. Объектами действия данного кодекса являются порты, а так же водные суда и пути (ст. 1).

В кодексе содержится подробная расшифровка понятия внутренних водных путей. Это особенно важно для территории России, отличающейся высоким уровнем разнообразия природных условий и водоёмов.

Как следует из положения статьи 7, внутренние водные пути делятся на две части – федерального и регионального значения. Их список формируется и утверждается Правительством РФ. К федеральным относят пути (ст. 7):

  • определённые в качестве таковых на основании заключения международных договоров;
  • с разрешённым плаванием под иностранными флагами;
  • находящиеся в пределах трансграничных водоёмов;
  • перемещения грузов в районы Крайнего Севера;
  • соединяющие крупные административные и стратегически важные центры;
  • находящиеся на территориях нескольких субъектов федерации.

К водным путям регионального значения относятся преимущественно маршруты, проложенные в пределах одного субъекта федерации.

Данным кодексом регулируется использование не только собственно водоёмов, но и берегов. Службам обеспечения движения водного транспорта разрешено (ст. 10):

  • возводить временные или постоянные постройки за пределами поселений;
  • проводить рубки деревьев для размещения навигационного оборудования и обеспечения его видимости;
  • безвозмездно использовать природные ресурсы, находящиеся на берегу водоёма.

Судно как элементарная единица КВВТ РФ

В качестве объекта данного кодекса признаются любые средства передвижения по воде, имеющие государственную идентификацию и минимально необходимый экипаж. Для приобретения собственных идентификационных признаков судно должно иметь номер и название. Номер присваивается государственной организацией, осуществляющей регистрацию судов. Название судно получает от собственного владельца.

Зарегистрированное и названое судно должно обеспечить свою узнаваемость. Это осуществляется путём нанесения номера и названия на борта и некоторые другие части плавсредства. Кроме того, каждое судно должно иметь свои позывные сигналы. Большим судам, обладающим спутниковыми средствами связи, присваиваются персональные номера для судовой станции и избирательного вызова (статья 13 КВВТ).

Кроме того, кодекс предписывает каждому владельцу судна иметь на борту определённый пакет документов, именуемых судовыми. К ним относятся свидетельства:

  • о праве собственности;
  • мерительное;
  • пассажирское;
  • о минимальном составе экипажа;
  • о предотвращении загрязнений;
  • санитарное.

Каждое официальное плавсредство должно иметь на борту судовую роль, а так же судовой и машинный журналы. Все документы выдаются соответствующими государственными органами, а после истечения срока их действия сдаются в тот же орган.

Форма собственности на суда кодексом не ограничивается. В собственность плавсредство переходит с момента его регистрации в органах специального реестра. Постановка на учёт может осуществляться и относительно ещё не построенного судна, которое приобрело свой номер и название (ст. 15).

Экипаж

Существуют три кодекса, которые подробно описывают экипажи разных типов гражданских судов. Это воздушный кодекс (экипажи летательных аппаратов), КТМ РФ и КВВТ РФ.

В любом из этих документов содержится информация о минимальном составе экипажа. При этом максимальный состав не определяется.

Суда не могут эксплуатироваться, если состав экипажа не соответствует его утверждённому минимальному составу.

Весь экипаж делится на две части – командный и судовой. На пассажирских судах ещё существует третья часть, которая состоит из людей, обслуживающих пассажиров. Минимальный состав зависит от типа судов. Все средства, относящиеся к маломерному типу, обслуживаются минимально возможным количеством людей, то есть одним человеком (ст. 26).

Структура кодекса

Документ состоит из 19 глав и 173 статей. Категория разделов и частей в нём отсутствует. Если разделить все статьи на смысловые блоки, то можно выделить следующие части.

  1. Основные положения и определения. Эта часть в любом федеральном законе представлена описанием основных объектов, их правового состояния, идентификации и порядка взаимодействия. В данном случае это суда, экипажи, водные пути и береговые службы.
  2. Безопасность судоходства. Её можно разделить на три части – безопасность для имущества (судов, всего, что на них размещено, береговых строений, оборудования на воде и т.п.), людей и экологической среды. При этом следует различать понятия безопасности и спасения. Под безопасностью подразумевается состояние защищённости объекта. Это означает, что данное состояние обеспечивается преимущественно превентивными мерами.
  3. Перевозки. Это главный процесс, определяемый данным кодексом. Ему посвящены главы 11, 12, 13, 14. Они регламентируют буксировку судов, а так же перевозку грузов и пассажиров во взаимодействии с другими видами транспорта.
  4. Ответственность различных субъектов перевозки. Она определяется отдельно для отправителей и получателей грузов, владельцев судов, перевозчиков, буксировщиков. Кроме того, ответственность делится на категории по действиям, то есть для случаев неиспользования поданных судов, нарушения сроков буксировки и доставки, повреждения грузов, загрязнения среды перевозимыми грузами или топливом.
  5. Спасение судов и общая авария. Этой теме посвящены две главы – шестнадцатая и семнадцатая. Регламентация данных процессов очень сходна с аналогичными нормами, содержащимися в КТМ РФ. В КВВТ РФ так же под спасательными операциями подразумеваются действия, которые предпринимаются для оказания помощи имуществу, судну, людям и экологической среде (ст. 123). Под общей аварией так же понимаются убытки, понесённые при расходах в связи с обеспечением безопасности судна, людей и груза (ст. 140).

Следует отличать аварию и спасение от обеспечения безопасности. Безопасность как состояние защищённости от рисков формируется при надлежащей подготовке судов к плаванию, выполнении нормативов эксплуатации плавсредств, слаженной работе навигационного оборудования и береговых служб. Затраты на аварию связаны с действиями по предотвращению перехода судна, людей и имущества в опасное состояние.

Таким образом, Кодекс внутреннего водного транспорта призван оптимизировать процесс передвижения судов по внутренним водоёмам России, сделать его максимально безопасным, рентабельным и прозрачным для органов государственного контроля.

Водный кодекс: движение и стоянка в водоохранной зоне

Водный кодекс рф 2021 последняя редакция

Водный кодекс РФ — основной документ, регулирующий использование водных объектов и их охрану. Естественно, некоторые его статьи имеют отношение к любительскому и спортивному рыболовству.

Так, например, статья 65 ВК РФ, в главе об охране водных объектов, устанавливает границы водоохранных зон, внутри которых запрещается движение и стоянка транспорта.

Водоохранная зона, рыбалка и автомобиль

Некоторые рыболовы считают, что эти ограничения устанавливают Правила рыболовства, но в действительности, это делает Водный кодекс, хотя они и пересекаются.

Вот, что говорит Водный кодекс в последней редакции, действующей с 1 января 2021 года, статья 65, часть 15, пункт 4.

В границах водоохранных зон запрещаются:

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

Таким образом, существует три варианта, где можно оставить автомобиль:

  1. за пределами водоохранной зоны;
  2. на стоянке с твердым покрытием;
  3. на дороге.

Согласно той же статье, границы водоохранной зоны составляют (расстояние от береговой линии):

  • 50 метров — для рек и ручьев протяженностью до 10 км;
  • 100 метров — для рек и ручьев протяженностью от 10 до 50 км;
  • 200 метров — для рек и ручьев протяженностью более 50 км;
  • 50 метров — для озер и водохранилищ (кроме оз. Байкал);
  • 500 метров — для моря.

Найти оборудованное для стоянки место в пределах водоохранной зоны — это фантастика. Оставлять машину без присмотра, вдалеке от места ловли — тоже не вариант.

Именно поэтому, данный пункт вызвал оживленные, пропитанные возмущением и негодованием обсуждения, на самых разных рыболовных интернет-ресурсах.

Но оставлять машину на дороге и ее обочине, Водным кодексом НЕ запрещено.

Дальнейшие размышления носят лишь информационный характер. 

Что такое дорога? Где можно, и где нельзя оставлять автомобиль

Заметим, что Водный кодекс не дает определения тому, что является дорогой. Поэтому, обратимся за ним к Федеральному закону № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2021) «О безопасности дорожного движения».

Нас интересует вторая статья «Основные термины», где говорится, что:

дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Это многое проясняет. Получается, что если внутри водоохранной зоны есть дорога, пусть даже грунтовая, двигаться по ней не запрещено. А оставить автомобиль можно на обочине.

Береговая полоса

Но есть еще один момент, на который нужно обратить внимание. В статье 6, «Водные объекты общего пользования» (пункт 8), говорится о том, что:

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Это означает, что размещать автомобиль на береговой полосе также запрещается. Но что такое береговая полоса и какова её ширина?

На это есть ответ в той же статье Водного кодекса (пункт 6):

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Подытоживая вышесказанное: теоретически, автомобиль можно оставлять в границах водоохранной зоны не только в специально оборудованных местах, но и на дороге или ее обочине за пределами береговой полосы.

Нарушение пункта 4, части 15 в статье 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств внутри водоохранной зоны), о котором говорилось в самом начале, влечет за собой наложение административного штрафа ( по части 1, статьи 8.42 КоАП РФ ):

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей;
  • на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Будьте внимательны: если вы двигаясь по дороге в границах водоохранной зоны выедете за пределы обочины или оставите машину на траве — это будет считаться нарушением правил.

В качестве основного источника, использовался Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 3 августа 2021 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) — ссылка на обновляемый документ.

Водоохранные зоны — попытка Госдумы изменить невыполнимый закон:

Источник: https://likefishing.ru/news/rybalka-v-vodoohrannoj-zone/

Водопользование — 2021: вспомнить всё!

Водный кодекс рф 2021 последняя редакция

В наступившем 2021 г. масштабных изменений, как в 2021 г., в природоохранном законодательстве не случилось. Стоит разобраться, что в водопользовании перешло вместе с нами рубеж нового года. Итак, водопользование — 2021: вспомним всё!

Структура законодательства в области водных отношений

Водные отношения регулируются федеральными законами, постановлениями правительства и подзаконными актами министерств и ведомств. Разберем, что и как необходимо оформить и в соответствии с каким документом.

Нормативы допустимых сбросов

Непосредственно водопользования касается ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ. Здесь идет речь о нормативах допустимых сбросов (далее — НДС).

Итак, основные положения:

  1. Расчет НДС выполняется для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников сбросов сточных вод в поверхностный водный объект. Для расчета НДС используются предельно допустимые концентрации для водных объектов рыбохозяйственного назначения, данные фоновых концентраций водного объекта (п. 1 ст. 22).
  2. Расчет НДС выполняется для строящихся объектов, если эти объекты относятся к I и II категориям (п. 2 ст. 22).
  3. Расчет НДС выполняется для объектов, относящихся ко II категории (п. 2 ст. 22).
  4. Расчет НДС для объектов III категории производится для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности) (п. 4 ст. 22).
  5. Для объектов, относящихся к IV категории, расчет НДС не производится (п. 5 ст. 22).
  6. НДС радиоактивных веществ устанавливаются для стационарных источников разрешениями на сбросы радиоактивных веществ, выдаваемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 22).

Для объектов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ):

  1. Для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, НДС устанавливаются комплексным экологическим разрешением или рассчитываются при подаче декларации о воздействии на окружающую среду в целях расчета нормативов состава сточных вод абонента (п. 10 ст. 22).
  2. НДС для объектов ЦСВ поселений или городских округов в отношении загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам, устанавливаются расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды с учетом фонового состояния водного объекта в отношении загрязняющих веществ, содержание которых в сточных водах объектов ЦСВ поселений или городских округов при сбросах в водные объекты, определенное на основе сведений об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, проводимой в порядке, установленном Правительством РФ, превышает значение предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества в воде водного объекта (п. 11 ст. 22).

Таким образом, для ЦСВ должен производиться расчет НДС.

Временно разрешенные сбросы

Следующей статьей, касающейся водопользования, является ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

Основные положения:

  1. При невозможности соблюдения НДС, технологических нормативов действующим стационарным источником устанавливаются временно разрешенные сбросы (далее — ВРС) (п. 1 ст. 23.1).
  2. Установление ВРС допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, разрабатываемых в соответствии со ст. 67.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 2 ст. 23.1).
  3. ВРС устанавливаются на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных НДС, технологических нормативов (п. 3 ст. 23.1).
  4. ВРС устанавливаются на основе фактических показателей объема или массы сбросов загрязняющих веществ (п. 4 ст. 23.1).
  5. ВРС устанавливаются разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 6 ст. 23.1).

Для объектов ЦСВ: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются ВРС на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы) (п. 7 ст. 23.1).

Водный кодекс Российской Федерации

С 01.01.2021 вступили в силу следующие изменения в Водном кодексе Российской Федерации (далее — ВК РФ):

  1. Глава 4 дополнена ст. 36.1 «Реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования». Здесь предложен порядок ведения реестра, перечень необходимой информации, основания для внесения в реестр.
  2. Дополнена ч. 16 ст. 65. Теперь в границах водоохранных зон допускается ввод в эксплуатацию сооружений, обеспечивающих защиту от разливов нефти и иного негативного воздействия. Вопрос о возможности размещения защитных устройств от негативного воздействия больше не актуален.
  3. Статья 65 дополнена ч. 16.2: на территориях, расположенных в границах водоохранных зон, занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, действуют ограничения, предусмотренные лесным законодательством. В данном случае действуют условия использования территории, прописанные в Лесном кодексе Российской Федерации.
  4. В статье 60 изменены чч. 1 и 6. Добавлено требование о соблюдении технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ.

Необходимые документы на предприятии

Предприятие является водопользователем только при наличии подтверждающей документации.

Источник: https://www.profiz.ru/eco/4_2021/vodopolz-2021/

Водный кодекс РФ

Водный кодекс рф 2021 последняя редакция

Добро пожаловать на сайт «Водный кодекс РФ», который будет полезен, в первую очередь, студентам и аспирантам юридических вузов. Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2021 год и комментарии к статьям.

Размещенные в образовательных целях цитаты из комментариев, находящихся в свободном доступе в открытых источниках сети Интернет, могут быть удалены по просьбе автора.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице, навигационную цепочку или систему поиска.

Водный кодекс России был принят в 2006 году. Он регулирует взаимоотношения государственных и муниципальных органов, а так же физических и юридических лиц в области водопользования.

ВК РФ представляет собой основу совокупности нормативных актов разного иерархического уровня, регулирующих пользование водными объектами на территории юрисдикции России.

Все нормативы данной направленности составляют водное законодательство страны.

Объекты и термины

Водопользование – это, конечно, пользование водой. Только объектом взаимоотношений, регулируемых данным кодексом, является специфическая деятельность по использованию воды, находящейся в природных водоёмах.

К природным приравнены и водоёмы, созданные человеком, но функционирующие в качестве естественных саморегулирующихся объектов.

Например, водными объектами являются подземные и поверхностные реки, моря, океаны, озёра, пруды, водохранилища.

В то же время вода, текущая из крана в квартире, находящаяся в вёдрах, ванной, бочках и батареях отопления объектов уже не является объектом взаимоотношений, регулируемых ВК России. Такая вода обычно является объектом нормирования санитарно-гигиенического характера.

Весь перечень объектов водного законодательства сосредоточен в статье 5 ВК РФ.

Если его обобщить, то в сфере действия Водного кодекса окажутся все очерченные береговыми линиями поверхностные водоёмы, снежники, ледники, болота (по границам залежей торфа), подземные воды, их выходы на поверхность суши, водоносные горизонты.

Для определения границ подземных вод применяется отсылочная норма. Поскольку подземная вода является ещё и полезным ископаемым, то её месторасположения определяется по нормам статьи 7 ФЗ № 2395-1.

Объектами отношений, регулируемых Водным кодексом, не могут быть признаны временные водоёмы, образовавшиеся в результате обильных осадков или таяния снега. Временный характер водоёма определяется его существованием на протяжении одного сезона. Такие объекты не вносятся в государственный водный реестр, что не позволяет контролировать их состояние в рамках нормативов Водного кодекса (ст. 31).

Понятие водопользования выходит за пределы процесса потребления воды для бытовых и промышленных нужд. Это любое использование водоёма, в той или иной степени изменяющее его состояние. Водопользование – это использование воды, находящейся в водоёме, для целей (ст. 37):

  • забора воды;
  • производства электроэнергии;
  • сброса стоков;
  • передвижения транспорта;
  • рекреации.

Пользование водоёмами, находящимися в юрисдикции данного кодекса, может осуществляться с изъятием воды или без него (ст. 38 ВК). Последний вариант так же делится на забор с возвратом или без него.

Кроме того, пользование водоёмами может быть обособленным или совместным. Последний вариант распространяется на объекты, которые находятся в свободном пользовании нескольких физических и юридических лиц.

Обособленное пользование производится на фактически закрытом объекте, находящемся в собственности физических и юридических лиц, а так же государства и муниципалитетов.

Обособленность водопользования чаще всего продиктована особой необходимостью, исключающей иные виды эксплуатации.

Правовой режим

Использование водных объектов производится на основании решений органов управления субъектами федерации или муниципалитетов. Объекты, находящиеся в федеральной собственности, могут использоваться по решению Правительства РФ (ст. 21).

Собственники водных объектов могут пользоваться ресурсом без заключения договоров и специальных разрешений. Однако их деятельность ограничивается необходимостью (ст. 39):

  • соблюдения природоохранного законодательства;
  • содержания в исправности сооружений водопользования;
  • своевременного информирования о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление профилактики возникновения аварий и других ЧС на водоёмах;
  • проведения учёта забора воды или спуска сточных вод;
  • осуществления мониторинга.

Право целевого пользования водоёмами, находящимися в собственности государства и муниципалитетов приобретается на основании договора (ст. 11). При заключении договора лицо приобретает и право аренды водоёма в части разрешённого использования (ст. 12). Это означает, что за реализацию своего права пользователь должен платить сумму, оговоренную в договоре.

Управление

В сфере пользования данной категорией ресурсов управление осуществляется по принципу иерархии полномочий, разделённых между государственными и муниципальными органами власти (глава 4).

Кроме того, для целей осуществления мониторинга, сохранения ресурсов в оптимальном состоянии и контроля водопользования вся территория страны разделена на бассейновые округа (ст. 28). В настоящий момент существует 21 округ.

В основе выделения округов лежат водосборные бассейны крупных или совокупности мелких и средних рек в их связи с морями. При этом в состав бассейна входят не только наземные, но и подземные воды.

Поскольку границы округов не совпадают с административными границами страны, для управления этими территориями создаются бассейновые советы (ст. 29). В их состав входят представители всех органов власти, общественных организаций, водопользователей, общин коренных народов данной территории. Советы участвуют в разработке схем развития территорий и охраны водных объектов.

Охрана и ответственность

Несмотря на сложные процессы перемещения воды на планете, водные ресурсы считаются исчерпаемыми. Дело в том, что водоёмы могут быть наполнены водой, которую невозможно использовать из-за её низкого потребительского качества.

Охрана водных объектов возложена на их собственников, то есть на физических и юридических лиц, государство и органы местного самоуправления (ст. 55 ВК РФ). Собственники принимают меры по недопущению истощения, засорения и загрязнения водоёмов, а так же по их восстановлению после чрезвычайных ситуаций.

За нарушение водного законодательства предусмотрены три вида наказаний – административная, уголовная и материальная. В зависимости от масштабов содеянного виновные лица не только подлежат наказанию в соответствии с требованиями уголовного и административного кодексов. На них возлагается обязанность возместить ущерб, и устранить последствия правонарушения (ст. 68).

Таким образом, Водный кодекс России построен по принципу создания оптимальных условий эксплуатации одного из самых ключевых ресурсов планеты. Оптимальность заключается не только в обеспечении доступа граждан к данному ресурсу, но и в создании системы, призванной поддерживать допустимый уровень состояния водоёмов.

Все о законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: